Пресс-служба депутата Госдумы С.П. Обухова, телеканал «Красная линия»
«Очевидно, потому, что общество сегодня – на распутье. Поскольку закрылся проект повального отрицания опыта СССР, который стартовал официально после событий 19 августа 1991 года, а свое логическое завершение получил трагическим расстрелом Белого дома и действующей Конституции. Тогда-то и стали буквально «вдалбливать» в сознание людей изречения вроде таких, например, как «патриотизм – это прибежище негодяев», «красно-коричневые – это новые фашисты» и так далее. Другими словами, закончился «контрсоветский» патриотизм. Или, если говорить иначе, «глобальный»: теперь, мол, купим все на Западе, «энергетическая держава», «спорт – наша главная идеология» и тому подобное.
«Постсоветский» патриотизм был весьма своеобразным. Я бы назвал его – «осторожным». Вроде бы и не отрицал ничего, но был каким-то «бесполым». А сегодня он переродился в патриотизм «государственный» – «память о Великой Отечественной войне», «народ России» и все такое прочее. Правда не понятно – какой народ? Ни русский, ни советский, ни народы СССР, а просто «народ» – отвлеченное понятие.
И вот, мол, вопреки Сталину, этот самый, «безликий», народ взял, да и победил в Великой Отечественной войне. Правда, опять не понятно – почему этот же самый народ, вопреки царю, не победил тогда ни в русско-японской войне, ни в крымской, ни даже в Первой мировой? Сегодня признаются геополитические достижения СССР, но не говорится о руководящей роли компартии. А ведь именно она, партия, была организатором и вдохновителем всех наших побед и достижений в советское время. Причем, коммунисты личным примером вели народ к великим свершениям. Современный «государственный» патриотизм, идеология которого уходит корнями в патриотизм «постсоветский», старается всего этого не замечать, и потому все советские достижения пытается брать вне контекста.
Патриотизм всегда имеет смысл – как политический, так и социально-экономический. Сегодня, например, нам навязывают белогвардейщину и хотят вернуть в XIX век к дикому капитализму. Спрашивается, почему? Да потому, что в нашей стране активно действуют, причем, во всех структурах, включая политику, носители соответствующих классовых интересов, которые и дальше будут прибегать к подобной тематике, потому что это очень удобно.
Сегодня, например, они превозносят «до небес» Ильина, но забывают почему-то про его современника Бердяева, который раскрыл «истоки и смысл русского коммунизма», почему русский народ принял Советскую власть.
Марксизм нас учит, что за всякой идеологией всегда стоит класс. И если говорить о том же, например, «белогвардейском» патриотизме и стоящем за ним классе, то нужно понимать, что в современном российском обществе уже сформировался класс крупной буржуазии.
В современном государственном патриотизме я бы выделил две составляющие – цивилизационную и классовую.
Первая – связана с вопросами выживания русской нации, как государственно образующего народа и центра притяжения всех остальных народов, объединенных в историческую Россию.
Сегодня правящий режим паразитирует на традиционных ценностях, цивилизационной составляющей государственного патриотизма. И под этой маркой пытается навязать свое, крупнокапиталистическое, олигархическое классовое понимание патриотизма.
Не секрет, что в современной России буквально царит культ потребительства, и торжествуют частнокапиталистические устои. В таких рыночных отношениях и «государственный патриотизм» становится элементом «купли-продажи». На днях в СМИ появилась информация, что нашим популярным эстрадным исполнителям за выступление на патриотических концертах были выплачены колоссальные суммы – из бюджета. Олегу Газманову – около 16 млн., Григорию Лепсу – примерно 19 млн., а Шаману и вовсе – более 38 млн. Направил по этому поводу депутатские запросы, в которых поинтересовался у Минкультуры РФ и Генпрокуроры России – обоснованы ли подобные траты? Особенно, когда граждане нашей страны буквально по копейке собирают деньги на помощь воюющим бойцам. Вот и получается, что государственный патриотизм у нас сегодня – не редко лишь показной, за деньги. И лично я – против подобного «патриотизма в кавычках».
Сегодня национальные символы и выдающиеся фигуры власть приватизирует в своих классовых интересах. И в этой связи очень удобной для подобной манипуляции является фигура Сталина. Умело «раскрутив» ее, выхолостив советское содержание, можно будет приклеить коммунистам, например, ярлык «троцкистов», и уже под этим лозунгом убрать всю «классовую критику» с их стороны. Но сначала представителям партии власти уж очень хочется объявить Сталина «красным императором».
И действительно, Иосиф Виссарионович – одна из величайших мировых фигур. Он делал все возможное для всемерного развития народовластия, раскрытия творческого потенциала народа. Однако власти очень выгодно отсечение Сталина от советской, коммунистической идеологии. И поэтому она берет лишь внешние, государственнические аспекты деятельности Сталина, только эту форму, так сказать, оболочку. Поскольку «красная идеология» Иосифа Виссарионовича очень страшит нынешнюю партию власти. И вовсе не случайно один из губернаторов-единороссов собирается установить памятник Сталину у себя в Вологде. Потому что до 70% населения России позитивно относятся сегодня к его деятельности на посту главы государства.
Кстати, все более в позитивную сторону изменяется и отношение в массовом сознании и к Владимиру Ильичу Ленину. Думаю, прав известный мирсистемщик Валлерстайн, участник Валдайского клуба, когда пророчествовал, что Ленин к средине двадцать первого веку будет самым почитаемым в мире политиком. Кстати Карла Маркса, глобалисты сегодня пытаются использовать для своих нужд, представляют как сторонника глобализации, поборника власти денег.
Кстати, когда наши оппоненты упрекают Зюганова в том, что он цитирует Ильина и при этом критикует власть за Ильина, то они просто лукавят. В КПРФ признают, что у Ильина довольно много верных геополитических оценок, но это не повод одобрять его корпоративистские, солидаристские политические декларации.
В чем состоит сегодня главная классовая задача «государственного патриотизма» нынешней элиты от первого поколения, которому уже за семьдесят? В том, чтобы обосновать передачу крупной собственности, захваченной в период приватизации, т.е. все «нажитое честным и непомерным трудом» своим потомкам. В нынешней России, когда крупная собственность – это производная от статуса во власти, ее просто так наследникам не передать.
Это видно на примере попыток заполучить часть крупной собственности через бракоразводные процессы. Но пока ничего не получилось. А как еще передашь легально гигантскую собственность? Разумеется, в рамках сословного общества или того же, например, «солидаристского» или «корпоративного» режима – для чего, собственно, и воспевается сегодня «белогвардейщина».
Если говорить про ключевые основы русской цивилизации, если брать их в историческом разрезе, то можно выделить следующие традиционное черты русской национальной идентичности.
Первая – это тяга к социальной справедливости. Другими словами, делиться надо, господа, власть предержащие. А им не хочется. Сегодня, например, мы обсуждаем в парламенте представленный правительством бюджет страны на ближайшие три года. Так вот сравним. Годовой бюджет около 40 трлн. рублей. А за три года планируется выделить банкирам 10 трлн. руб. – на обслуживание госдолга. О какой тут справедливости можно говорить?
Вторая основа, позволившая выжить русской цивилизации, – это терпимость ко всему иному: к иной культуре, к тем, кто живет рядом. Но «инаковость» эта всегда воспринималась нашим народом до той степени, покуда она не становилась чуждой и враждебной. Однако сегодня российские власти пытаются сделать любую «инаковость», включая национальную, чуждой и враждебной, как государственности России, так и самому русскому народу – с помощью тех же мигрантов, например. И если подобное будет преодолено, если открытость и всечеловечность русской души будет только поддерживаться и над ней, наконец, прекратится издевательство, то последует адекватный народный отклик на политику государства. И тогда нас, уже точно, никому не победить.
И, наконец, третья основа. Одни называют ее – соборностью, другие – общинностью, мы же считаем, что это коллективизм. В России же сегодня, вопреки всему здравому смыслу, идет всяческое изничтожение коллективистских начал и атомизация общества.
Русский патриотизм же и в будущем, как мне видится, будет основан на принципах справедливости, терпимости, как взаимопроникающего восприятия и понимания других культур, а также коллективизма. Кстати, все это уже было в «советском» патриотизме. Для возвращения же всего этого в современный «российский» патриотизм, нужны коренные социально-экономические преобразования в интересах трудового большинства, а также изменение государственной политики.
И вовсе не случайно КПРФ уже давно призывает власти изменить существующий курс развития российского государства. И прежде всего – социально-экономическую политику, подходы к идеологической работе и воспитанию. И тогда уже точно – победа будет за нами.
Пока же госпатриотизм у нас сегодня – все чаще показной, за деньги.