Сергей Обухов, доктор политических наук

С.П.Обухов.

7 ноября президент России Владимир Путин выступил на заседании экспертов «Валдайского клуба». Заседание проходило в Сочи и среди приглашенных доминировали эксперты стран БРИКС.

Как ни странно, на этот раз президент воздержался от грубой антисоветчины. Не вспоминал ни про «Украину имени Ленина», ни другие своих расхожие пассажи про «ленинскую бомбу под Россию» и т.п.

Президент даже публично озвучил очевидный тезис про всемирно-историческое значение Великого Октября: «Русская революция 1917 года, как в свое время нидерландская, английская, Великая французская революция, стали в известной степени вехами в развитии человечества, во многом определили ход истории, характер политики, дипломатии, экономики и общественного устройства».

Более того, вспомнил про выдающуюся роль СССР в антиимпериалистической борьбе.

Президент, в частности, вспомнил, что СССР помогал государствам, освободившимся от колониальной или нео-колониальной зависимости, будь то Африка, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток или Латинская Америка. И отдельно В.В.Путин напомнил, что именно Советский Союз в середине 80-х годов прошлого века выступил за прекращение идеологической конфронтации, за преодоление наследия холодной войны, собственно, за прекращение самой холодной войны и затем за преодоление ее наследия, тех барьеров, которые мешали единству мира и его всеобъемлющему развитию. Но этот, по словам Путина, неоправданно идеалистический со стороны наших руководителей и нашего народа, порой даже наивный подход, привел к противоположным результатам. А именнодругая сторона идеологического противостояния восприняла происходящие исторические события не как шанс переустроить мир на новых справедливых началах и принципах, а как свой триумф, победу, как капитуляцию нашей страны перед Западом, а значит, как возможность по праву победителя устанавливать собственное полное доминирование

В целом, четырехчасовую речь президента, где он 26 раз упомянул Россию, 22 раза — Запад, 7 – США, можно вкратце переформулировать так:

  1. Мы находимся в период кардинальных перемен: неизбежно новое переустройство, и Западу нужно признать, что монополии более у него нет;
  2. Мы действительно хотели стать частью западного мира, но Запад нас не принял;
  3. Теперь сложившиеся противоречия должны привести к синтезу новой матрицы мирового порядка;
  4. Прототипом такой матрицы является БРИКС, а также сотрудничество региональных организаций;
  5. Миграция приводит к новым вызовам, хотя отчасти и неизбежна и приводит к ксенофобии;
  6. Украине нужны условия для долгосрочного урегулирования. Россия настроена на создание таких условий, «чтобы Украина в конце концов стала независимым, суверенным государством», а не использовалась в интересах третьих стран
  7. Россия борется за свою свободу и за свободу большинства народов мира;
  8. Президент опять педалировал на «русскость», даже предъявлял ее на примере мужественного поведения белгородского избирателя как образец для подражания, но традиционно нивелировал эту опору на государствообразующий народ  упоминанием, что «у нас 190 этносов»;
  9. Путин заявил, что не хочет возвращения России на путь «до 2022 года», который был скрытой интервенцией против нее. Тем самым подчеркнул разрыв с тремя десятилетиями горбачевско-ельцинского геополитического проекта по «вхождению олигархической Дуньки в Европу», т.е. включения России на третьих ролях на задворки западного глобального проекта, который подразумевает только одно — расчленение и сверхэксплуатацию исторической России и прекращения исторического бытия русского народа.

Очевидно, что в отличие от прошлых «валдайских» речей Владимира Путина, эта сочинская вообще не касалась внутриполитических проблем и была адресована западной аудитории.

Системные либералы даже обозвали новую «валдайскую» речь Путина как «довольно такой нетривиальный симбиоз советской газеты «Правда» со статьями о борьбе с колониализмом и величия Российской Империи». А официоз для вещания на заграницу телеканал RT транслирует такой вывод: «по итогам пленарной сессии ежегодного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» можно прогнозировать снижение напряжённости военно-политической обстановки».

Некоторое смягчение риторики президента в отношении его украинских планов сразу привело к активизизации внутри страны т.н. «партии мира». Например, спецпредставитель Президента России Борис Титов уже продвигает согласие на вступление Украины в НАТО в обмен на ослабление санкций. Как пела когда-то бабушка русской эстрады Алла Борисовна Пугачева — «то ли ещё будет, ой-ёй-ёй».

Общий вывод: новая «валдайскую» речь  В. Путина – это очередная попытка призвать часть западных «элит» к компромиссу и позиционировать Россию как ключевое звено «многополярного мира».

Сергей Обухов про новую «валдайскую» речь Владимира Путина: Очередной призыв Западу к компромиссу и позиционирование России как ключевого звена «многополярного мира»