Сергей Обухов, доктор политических наук
В целом субъекте Российской Федерации — Ненецком автономном округе тотальный сбой ДЭГ. Электронно голосовавшие в первый день избиратели не получили возможности отдать свои голоса на всех выборах, которые проходят сейчас в Ненецком автономном округе.
Проще говоря, электронная система не выдала им все необходимые бюллетени для голосования. Например, эти избиратели могли голосовать на выборах в Архангельское областное Собрание депутатов, а в свое окружное Собрание не могли.
После протестов представителей КПРФ итоги первого дня электронного голосования обещали аннулировать.
И всё бы было по закону, если не "чудесное" решение начать голосование сначала, в том числе тем людям, которые проголосовали в ДЭГ в день тотального сбоя.
Проблема в том, что это уже повторное голосование, что прямо противоречит закону. Ну невозможно такое при обычном голосовании на избирательных участках. Например, когда аннулируют бюллетени в переносной урне (при надомном голосовании), то к избирателям повторно по домам не ходят. Или после установления факта вброса все бюллетени в урне признают недействительными и избирателям не перезванивают — переголосуйте, мы тут нарушение допустили, поэтому давайте заново приходите. А, теперь представьте, если и завтра ДЭГ даст сбой, — опять придётся начинать всё заново? И так до «победного» конца?
В целом, сбой дистанционного голосования в Ненецком округе это прецедент всероссийского масштаба, который может иметь далеко идущие правовые и политические последствия.
Провал ДЭГ в НАО, а потом решение избирательной комиссии обнулить голосование и начать всë заново подтверждает справедливость требования КПРФ отказаться от ДЭГ как бесконтрольной и недоработанной системы, наносящей непоправимый вред самому институту выборов.
Кстати, ненецкий провал ДЭГ, это не только настоящая дискредитация выборов. И у конкретной ситуации в НАО есть конкретные фамилии и имена авторов этой выборной дискредитации.