Пресс-служба депутата С.П. Обухова по материалам Die Schwalbe
Г.Я. Шпрее: Насколько КПРФ готова к выборам в сентябре?
Сергей Обухов: Объективный ответ на этот вопрос получим по итогам выборов 10 сентября. И, надеюсь, ответ по результатам будет позитивный.
Понятно, что очередной единый день голосования будет проходить в весьма специфических условиях. Но ни специальная военная операция, ни повышенная тревожность населения не отменяют необходимости обновления власти. На очередные региональные выборы, которые затрагивают почти все субъекты Российской Федерации, КПРФ идет с четким и ясным требованием смены социально-экономического курса и своей альтернативной программой. А для достижения этих целей мы выставляем своих кандидатов на выборах всех уровней почти во всех регионах.
Напомню, что 10 сентября 2023 года пройдут в 80 из 85 «старых» субъектов РФ, кроме республик Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Крым и Марий Эл и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также в Донецкой и Луганской народных республиках, в Запорожской и Херсонской областях. Всего четыре тысячи кампаний разного уровня с охватом 65 млн избирателей. Это, по сути, федеральная, хотя и региональная выборная кампания.
Мы никогда не отказываемся от участия в выборах, если у нас есть такая возможность. Участвуем в довыборах депутатов Госдумы по 4 округам, в выборах 19 из 21 губернатора, депутатов всех 20 Заксобраний и всех 16 гордум столиц регионов, а также мэра Хабаровска.
Мы используем выборную трибуну повсеместно, в отличие, кстати, от партий-пособников «Единой России», коими являются сейчас «Справедливая Россия», ЛДПР и «Новые люди». Кстати, некоторые из них уже объявили, что не будут выставлять своих кандидатов на президентских выборах 2024 года, чтобы ни в коем случае не мешать переизбранию действующего президента. А на региональных выборах, особенно в регионах, где устранены наши кандидаты в губернаторы (Алтайский край и Приморье) эти сателлиты «Единой России» демонстративно играют в поддавки и снимают своих представителей.
В этом году на губернаторских выборах мы рассчитываем на переизбрание Андрея Клычкова и Валентина Коновалова — наших «красных» губернаторов в Орловской области и Хакасии. Да, мы видим, сколько грязи и сколько подлости было брошено, чтобы не дать Коновалову победить, и понимаем, что это всё происходит, прежде всего, от бессилия кремлевских политадминистраторов. При этом рейтинг Коновалова продолжает расти с каждым днём в противостоянии с приезжими олигархическими командами. Никакие свиньи – ни в прямом, ни в переносном смысле – этому помешать не в состоянии.
Ещё один регион, от которого у нас были в этом году большие ожидания – это Алтайский край. Но там местные власти, воспользовавшись подлой опцией муниципального фильтра, не допустили нашего кандидата в губернаторы Марию Прусакову. В итоге жителей региона по факту лишили права голоса. Поскольку ни одного реального кандидата, кроме того, что идёт от партии власти, там, в итоге, не осталось. И такие действия «единороссов» тоже сигнализируют об их реальной слабости.
Что касается парламентских выборов, то мы ждём хороших результатов в Ростовской области, Якутии, Бурятии, Забайкалье, Иркутской области, в той же Хакасии и других регионах. КПРФ как политической силе есть, что предложить избирателю и с точки зрения изменений в нынешней социально-экономической политике, и с точки зрения альтернативного образа будущего. «Единая Россия» и другие провластные организации просто по своей капиталистической и олигархической природе неспособны дать избирателю ничего нового, кроме мелких подачек и административного запугивания.
Г.Я. Шпрее: Несмотря на то, что большая часть депутатов от КПРФ поддержала СВО, все-таки в партии находится достаточное количество людей с антивоенными позициями. Как к такому относятся в партии?
Сергей Обухов: Уточню – во фракции КПРФ в Госдуме у всех депутатов единая позиция по поддержке СВО. Я не думаю, что в КПРФ есть хоть один здравомыслящий человек, который желал бы России поражения и капитуляции. Нельзя забывать, что мы коммунистическая партия, объединяющая вокруг себя левопатриотические силы страны, а интересы русского народа и трудящихся сейчас напрямую зависят от того, удастся ли нам выстоять против напора всего империалистического Запада, который воюет с Россией руками киевского режима. И с этим в КПРФ, я думаю, согласны практически все. Да, возможно, есть те, кто был недоволен тем, как именно это всё началось, узко и схематично смотрел на события лишь с точки зрения межимпериалистических противоречий, игнорирую национально-освободительную и прогрессивную составляющую в данном военном столкновении на постсоветском пространстве. Но эти частности не меняют принципиального отношения к оценке природы СВО и важности победы в этом столкновении России с глобалистами.
В то же время стоит понимать, что поддержка национально-освободительных СВО со стороны КПРФ ни в коем случае не означает солидарности с правящей группировкой. Мы это давно и чётко обозначили. Мы оппонируем действующей власти по всем вопросам, особенно тем, которые касаются социально-экономической ситуации в стране. Мы оппонируем партии власти по проблемам СВО с точки зрения «рассерженных патриотов» и всем попыткам правящей олигархии наживаться на военном конфликте и извлекать гешефты в условиях боевых действий. Считаем, что именно олигархия и «пятая колонна» во власти, на самом деле, не дают России одерживать победы на фронте.
Недавний опрос общественного мнения, проведенный нашим Центром исследований политической культуры России, показал: только 1-2% россиян считают, что в России есть социальная справедливость. О каком единении, о какой мобилизации общества может идти речь, когда в стране балом правят олигархи, а огромная доля населения живёт либо около черты бедности, либо и вовсе за ней?
Г.Я. Шпрее: Что собой представляют левые внесистемные организации помимо КПРФ?
Сергей Обухов: Думаю, что комментировать проект администрации президента под названием «Коммунистическая партия Коммунисты России» нет смысла? Вы тоже понимаете манипулятивную и провокативную суть этой структуры.
Если же смотреть на весь спектр различных левых объединений, то он очень богатый и разнообразный. Левые идеи в стране по-прежнему крайне популярны, в том числе среди молодежи, поэтому ничего удивительного, что есть множество молодых пассионарных организаций, которые наносят на свои знамена коммунистические и социалистические символы. «Левый фронт», РРП, «Союз марксистов», РКРП, РСД и многие другие аккумулируют вокруг себя немало прогрессивной молодёжи. С некоторыми из них КПРФ активно сотрудничает в рамках Всероссийского штаба протестных действий. С некоторыми отношения похуже, но не по нашей вине. Многие левые группы мыслят, на наш взгляд, абстрактными категориями и не могут адекватно оценить нынешнюю политическую и общественную обстановку, реальную социальную структуру нынешнего российского общества, процессы классообразования и стратификации в нем. Особенно это касается вопроса участия-неучастия в выборах. Будь эти молодые люди более прозорливы, более любознательны (хоть «Детскую болезнь «левизны» в коммунизме» у Ленина почитали бы) и менее горячи, они бы давно присоединились к реальной политической борьбе КПРФ, а не ограничивались бы только дискуссиями на бесконечных кружках. Ведь главное – это работа в массах, с людьми, формирование их социалистического сознания. А лучшего практического инструмента, чем выборы или работа в протестной среде, нет. Тем более, КПРФ такую возможность представителям несистемных левых партий и групп с удовольствием предоставляет, когда они действительно этого хотят.
Г.Я. Шпрее: О чем поправки Трудового кодекса от КПРФ?
Сергей Обухов: Хочется вас немного скорректировать. Речь не об отдельных поправках, а о новой полноценной версии трудового кодекса, который разрабатывается коммунистической партией. Дело в том, что действующий кодекс можно назвать практически нереформируемым, и он нуждается в кардинальном изменении.
Прежде всего, мы хотим ограничить произвол со стороны работодателя в отношении работника. В частности, в проекте нового трудового кодекса предусматривается установить окладную часть зарплаты на уровне 85% и привязать МРОТ именно к этой окладной части. Сейчас во многих учреждениях и предприятиях начальники могут по своему хотению лишить работника средств к существованию, просто перестав выплачивать ему компенсационные и стимулирующие выплаты, которые могут составлять львиную долю зарплаты при минимальном размере оклада. Это создаёт огромный простор для произвола.
Помимо этого, мы хотим, чтобы полноценные трудовые отношения наконец были введены в те сферы, где они давно должны присутствовать – в курьерские службы, службы такси. Сейчас люди трудятся там на птичьих правах, и все их отношения с их фактическим работодателем регулируются только через договоры гражданско-правового характера. Это должно уйти в прошлое, в том числе и во благо государства, которое лишается огромных денег с неуплачиваемых налогов.
Также там будут пункты, касающиеся расширения полномочий профсоюзов и обеспечении адекватных условий для проведения забастовок, которые, согласно действующему законодательству, на практике невозможно соблюсти. Будут и существенные изменения с точки зрения повышения значимости независимых профсоюзов, неподконтрольных государственным структурам.
Г.Я. Шпрее: Сотрудничает ли КПРФ на международной арене с левыми из других стран?
Сергей Обухов: Разумеется. КПРФ – часть международного рабочего и коммунистического движения. Мы очень большое значение уделяем международной коммуникации и координации с левыми со всего мира. Собственно, в партии для этого существует международный отдел ЦК КПРФ. Это направление возглавляет зампред ЦК Леонид Иванович Калашников, который одновременно является председателем думского комитета по делам стран СНГ.
КПРФ активно работает в рамках такой координирующей структуры как Международные встречи коммунистических и рабочих партий (IMCWP), которые по инициативе Компартии Греции с 1998 года стали площадкой для обмена опытом и координации действий мирового коммунистического движения.
Особенно активно мы взаимодействуем с компартиями социалистических стран — Китая, КНДР, Кубы, Лаоса, Вьетнама. КПРФ регулярно направляет своих представителей на различные международные форумы левых сил. Осуществляются нами и специальные международные визиты для обмена опытом с товарищами из других стран. Да и к нам в гости тоже регулярно приезжают. В период пандемии контакты были ограничены, но сейчас взаимодействие с международным левым движением восстанавливается в полном объеме. Думаю, что предстоящий в 2024 году в России Всемирный фестиваль молодежи и студентов станет еще одним фактором развития наших связей с международным левым и национально-освободительным движением.
К слову, именно левые силы во многих странах сейчас поддерживают Россию в её борьбе с империалистическим гегемоном. А правые, на которых наши власти в своё время делали такие большие ставки, в большинстве своём встали на антироссийские позиции.
Г.Я. Шпрее: В народе довольно активно распространяются шовинистические и, порой, националистические настроения, несмотря на популярность левых. С чем это может быть связано?
Сергей Обухов: Во-первых, нельзя забывать про сущность нашего нынешнего режима, который отнюдь не левый. Разумеется, через государственную пропаганду он будет продвигать в общество те нарративы и смыслы, которые выгодны правящей олигархии. В плане идей и образов наша власть пытается представить себя прежде всего своеобразными наследниками февралистов 1917 года и белогвардейщины со всеми её прелестями, в том числе и националистическими.
Во-вторых, власть традиционно поощряет межнациональную рознь, чтобы не допустить классовой солидарности трудящихся.
Хищническая природа современной российской олигархии объективно порождает обострение межнациональных противоречий. Например, общество у нас сейчас очень сильно раздражено и озабочено проблемой наплыва мигрантов из стран Средней Азии. При этом люди воспринимают эту проблему именно в плоскости национального вопроса, но мало кто задумывается о том, что её генезис имеет именно капиталистический характер. Ведь не мигранты виновны в том, что они должны приезжать на заработки в Россию, чтобы прокормить семьи. И не мигранты виновны в том, что здесь не создано никаких условий для их ассимиляции, а напротив, созданы все условия для их маргинализации. И не мигранты виноваты в том, что олигархия их использует в качестве штрейкбрехеров для понижения стоимости рабочей силы в стране.
Именно базовое непонимание того, что за этим явлением стоят прежде всего интересы крупного капитала, в итоге и разгоняет межнациональную напряженность, это абсолютно естественный процесс. Для того, чтобы разрешить миграционный кризис, необходима кардинальная смена социально-экономической политики государства, при которой на первом месте будут стоять интересы трудового народа, а неконтролируемая закачка низкоквалифицированной рабочей силы из бывших среднеазиатских республик СССР в интересах, например, «строительной мафии» — прекращена.
Г.Я. Шпрее: Сотрудничает ли КПРФ с другими внесистемными левыми и профсоюзными организациями? Есть ли примеры положительного сотрудничества?
Сергей Обухов: Да, с несистемными левыми мы сотрудничаем, как я уже говорил выше. Особенно активно – с такими организациями как «Левый фронт», РРП. С профсоюзами мы тоже работаем, и было бы странно, если бы мы этого не делали. Как показывают соцопросы, 40% всех активных конфликтов в стране – это социально-трудовые конфликты, то есть, то, чем занимаются профсоюзы, так или иначе затрагивает огромные слои населения.
Помогаем мы профсоюзам и в правозащитных вопросах. К примеру, активист профсоюза «Курьер» Кирилл Украинцев, на которого фактически сфабриковали уголовное дело, был в итоге освобожден из-под стражи под давлением общественности и при поддержке депутатов и политиков из КПРФ.
Недавно, кстати, КПРФ даже запустила специальный проект «КПРФ ПРОФ», который оказывает бесплатные консультации всем, кто столкнулся с нарушением своих трудовых прав. Также проект нацелен на взаимодействие с профсоюзными организациями по всей стране.
В Штаб протестных действий КПРФ входит более десятка разного рода профсоюзных объединений. Партия не снимает задачу создания объединения подлинно классовых профсоюзов, которые возникают и действуют уже во многих регионах.
Г.Я. Шпрее: Известно ли, кто будет кандидатом от КПРФ на выборах в 2024 году?
Сергей Обухов: КПРФ выдвинет своего кандидата на съезде в декабре 2023 года. Есть чёткая процедура, согласно которой от партии каждый раз выдвигается кандидат в президенты. И процедура эта привязана к дате предвыборного съезда.
В партии есть множество достойных политиков, которые готовы представить левопатриотические силы на этих выборах. Как всегда кандидат номер один – лидер партии Геннадий Андреевич Зюганов. Однако в ходе дискуссий в региональных отделениях назван уже с десяток политиков второго плана, в случае если Зюганов не посчитает необходимым идти на президентские выборы. Среди потенциальных кандидатов называют Павла Грудинина и Николая Бондаренко, Юрия Афонина и Дмитрия Новикова, Марию Прусакову и Нину Останину, Николая Коломейцева и Леонида Калашникова, Алексея Куринного и даже академика Роберта Нигматулина и др. Напомню, ранее кроме лидера партии КПРФ уже выдвигала кандидатами в президенты тогда еще беспартийных политиков – Николая Харитонова (2004) и Павла Грудинина (2018).
Мы не спешим с обнародованием кандидатуры в силу разных причин. Например, видим, как у оппонентов прорабатываются разные сценарии выборной кампании. Нам понятно, что политадминистраторы партии власти будут выстраивать свою стратегию президентской кампании в зависимости от ситуации по ходу СВО. Поэтому и мы будем реагировать и выдвигать того или иного кандидата в зависимости от вероятного сценария, на который пойдет партия власти.
Г.Я. Шпрее: Через СВО проходит огромное количество людей, как гражданских, так и военных. Будет ли КПРФ поддерживать беженцев, пострадавших в ходе боевых действий, и военных, кто вернулся с фронта? Планируются ли какие-то поправки или реформы?
Сергей Обухов: Гуманитарная деятельность, помощь новым регионам – сейчас одно из основных направлений деятельности региональных партийных отделений. В СВО участвует по призыву или добровольцами около 600 членов КПРФ, из них более 300 добровольцы, 47 героически погибли, включая депутатов различных уровней. Мы отдаем себе отчет, что уже более 2 млн. граждан тем или иным образом связаны с ходом СВО. Поэтому работа с семьями мобилизованных и добровольцев – важное направление нашей депутатской вертикали и местных партотделений.