Сергей Обухов, доктор политических наук

Успешный визит в Россию председателя СИ и фактическое формирование антизападного союза Россия-Китай  оттеснили на второй план европейскую сенсацию с выдачей Международным уголовным судом (МУС) в Гааге ордера на арест президента ядерной державы.

Понятно, что для успокоения граждан России главные пропагандистские стволы формируют у населения уверенность в никчемности гаагского ордера. 

Все так и не совсем так. 

Коллеги из МГУ прислали мне правовой анализ ситуации от доктора юридических наук с Юрфака МГУ Алексея Исполинова,

Что мне показалось важным в его анализе.

  1. Под юрисдикцию Международного Уголовного Суда попадают все лица, обвиняемые в деяниях на территории государства признающего МУС. А, значит, и граждане тех государств, которые не являются участниками Римского Статута. Кстати, уже были попытки преследования граждан России со стороны МУС по итогам конфликта в Грузии в 2008 году. Именно на том основании, что Грузия ратифицировала Римский статут. 
  2. Россия от ордера МУС пропагандистски сейчас активно защищается принципом международно-правового регулирования иммунитетов действующего главы государства. А если наступит время, когда у В.В. Путина не будет статуса главы государства?
  3. На примере ЮАР, не пожелавшей арестовать президента Судана аль-Башара, видно, что нежелание государств исполнять ордер, выданный МУС – это серьезное препятствие. А, вот, что делать, если на такую дружественную позицию не приходится рассчитывать? И, какая-нибудь из 123 стран, ратифицировавших Римский статут, решит исполнить ордер МУС? В СНГ таких государств с ратификацией  достаточно. Казахстан, например. 
  4. Следственный комитет России возбудил уголовное дело против прокурора и трех судей Международного уголовного суда. Хорошо, но мало. Трамп наложил санкции на чиновников МУС за одно только желание судить американских солдат за деяния в Афганистане, ратифицировавшем Римский статут. 
  5. Причины неожиданного «выпрыгивания» МУС с инициативой по аресту В.В. Путина требуют отдельного понимания.

Украина, как и страны ЕС, в последнее время всеми силами поддерживают не МУС, а создание специального антироссийского Трибунала. В ответ МУС, ощущая ненужность, сыграл на опережение – выдав ордер на арест Путина. В такой ситуации двух трибуналов по Украине быть не может. Конкурент устранен.

  1.  Почему для врагов России и Путина  МУС стал плохо подходить для целей преследования нашей страны? Ведь Прокурор МУС Карим Хан ездил в Бучу весной 2022 года и полностью поддержал фальшивую украинскую версию событий. Во-первых, МУС мог показаться недостаточно лояльным из-за присутствия большого числа неевропейских судей и также из-за участившихся в последнее время случаев оправдания на стадии апелляции. Во-вторых, выбранная Украиной конструкция признания юрисдикции МУС полностью исключает его юрисдикцию в отношении преступления агрессии. Поэтому придумали лишь "детский повод".
  2. Современное международное уголовное правосудие – это правосудие победителей, которых оно не трогает, и имеет дело только с проигравшими или слабыми. В этом еще один парадокс ситуации: призывы Запада к созданию трибунала, равно как и ордер МУС вынуждают Россию спокойно и упрямо идти до конца и побеждать. Иного просто не дано.

И, может, самое главное. Теневые европейские "хозяева" МУС ордером на арест Путина вывели гаагский суд в чуть ли не в главные игроки процесса урегулирования конфликта на территории бывшей УССР. Ведь теперь без согласия гаагского МУС достижение любого мирного соглашения становится с международно-правовой точки зрения просто невозможным.

https://zakon.ru/blog/2023/3/20/ustranit_konkurenta_do_ego_poyavleniya_za_kulisami_vydannyh_mezhdunarodnym_ugolovnym_sudom_orderov

Сергей Обухов про недооцененную угрозу «Гааги»