«Независимая газета»

Отставка губернатора Смоленской области Алексея Островского (ЛДПР) стала по-настоящему досрочной, его полномочия истекали в 2025 году. Теперь у третьей по весу партии на счету руководство лишь одним регионом. Врио Василий Анохин в ЛДПР не состоит, хотя пять лет назад и был членом команды Островского. По его назначению, как и в случае с новым руководителем Чукотки, есть вопрос, не следствие ли это конкуренции групп внутри власти. Но в любом случае губернаторопады больше не выглядят техническим приемом тактического уровня, и сам этот термин, похоже, устарел. Глав субъектов РФ щелчком меняют пока по периферии страны, но скорее всего уже точно с прицелом на будущие выборы президента.

Если отставка главы Чукотки Романа Копина была достаточно ожидаемой, то уход Островского выглядит неожиданным хотя бы потому, что тот лишь недавно переизбрался. С одной стороны, хотя Островского и заменил не просто высокопоставленный чиновник правительства РФ, Анохин когда-то был членом смоленской команды в ранге вице-губернатора, но, с другой стороны, глав регионов выпуска 2025-го пока в Кремле вроде бы вообще не подвергали ревизии.

Напомним, что президент Владимир Путин проверил работу почти всех губернаторов, идущих на единый день голосования (ЕДГ) в 2023 году, и половину из тех, кто теоретически подлежит переизбранию в рамках ЕДГ-2024. И это вполне походило на плановую инспекцию тех, кто станет реализовывать на земле планы по проведению президентской кампании, из рядов которых следовало заранее удалить какие-либо слабые звенья. Однако замена того же Копина на «карьериста» из ЛНР Владислава Кузнецова уже поставила вопрос о том, нет ли тут всего лишь проявления клановой борьбы внутри власти. Рокировка Островский–Анохин явно напоминает о том же самом, учитывая послужной список последнего после ухода из Смоленска.

Так что пока политическое значение отставки смоленского губернатора проявляется только в том, что третья по авторитетности парламентская партия теперь обладает лишь одним губернаторским постом.

Он принадлежит главе Хабаровского края Михаилу Дегтяреву. При этом у КПРФ трое губернаторов, не считая мэра миллионного Новосибирска, у «Справедливой России – За правду» (СРЗП) – двое. Однако лидер ЛДПР Леонид Слуцкий с оптимизмом прокомментировал уход Островского по собственному желанию: «11 лет он был эффективным руководителем и решал непростые задачи по развитию региона. Передает область с весьма неплохими показателями». По словам Слуцкого, для Островского «наступает новый жизненный этап, его управленческий опыт и знания будут востребованы на любом поприще и, вполне возможно, на площадке одной из палат Федерального собрания». Действительно, разговоры о появлении в Совете Федерации нового сенатора уже пошли, но нельзя исключать и того, что экс-губернатор займет серьезный пост в родной партии.

В общем, пока до конца не ясно, связан ли очередной эпизод губернаторопада с президентскими выборами – 2024 или нет. По информации «НГ», Островский по сравнению с прочими губернаторами имел не слишком высокий личный рейтинг. Впрочем, и сам процесс отставки глав регионов теперь больше напоминает «губернаторощелк», поскольку как раз и происходит явно по щелчку пальцев сверху. Хотя, вполне возможно, лоббисты или организаторы подобных кадровых щелчков и представляют президенту политическое обоснование и значение каждой такой ротации. И если сейчас губернаторы, как по заказу, меняются только по периферии страны, то в дальнейшем, если будет затронут и список 2024 года, можно уже будет говорить о неком едином плане, хотя еще и надо будет выяснять, в чем он заключается.

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «По нашим замерам, низкие рейтинги имел Островский, а также губернатор Ростовской области Василий Голубев. Также проблемы с рейтингами есть у красноярского Александра Усса, омского губернатора-эсэра Александра Буркова, у главы Коми Владимира Уйбы и губернатора Алтайского края Виктора Томенко. Но низкий рейтинг сам по себе не является решающим фактором для отставки, важна совокупность факторов». Например, влияние на позиции глав оказывают их федеральные покровители и кланы, в которых регионалы состоят, а также тот факт, сильная или слабая оппозиция есть на этих территориях, выстроены там или нет отношения местных и федеральных элит. Есть и такой фактор, как, по словам Обухова, «желание отдельных башен Кремля продавить своего выдвиженца на вакантное место». Поэтому-то, по его мнению, у ростовского губернатора, несмотря на низкую популярность, довольно прочные позиции, которых Островский лишился после смерти Владимира Жириновского. В этом же разрезе маловероятны и отставки в Алтайском крае и Коми, чтобы не усиливать КПРФ. Так что, как выразился Обухов, идет «губернаторовыщелкивание», или «губернаторовышелушивание»: «Замены будут вынужденными, ведь Кремлю важна стабильность внутри системы перед давлением извне. Хотя во время президентских выборов будет сплочение вокруг флага, у нас все время выискивают слабые места и звенья. Так что кандидатами на отставку при совокупности других факторов могут оказаться даже те, кто проявляет недостаточно патриотического рвения».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, напротив, заявил «НГ», что «предстоящие президентские выборы для отставок губернаторов вообще роли не играют, все идет по спокойному и предсказуемому сценарию». По его мнению, имеют место по большому счету два фактора: региональные выборы и готовность к ним того или иного главы, а также компетентность губернатора в меняющейся ситуации, то есть то, насколько он соответствует нынешним политическим задачам Кремля. «Президентские же выборы пройдут на плебисцитарной основе с техническими кандидатами, или спарринг-партнерами. Роль губернаторов не будет здесь очень велика, поскольку кампания будет носить общенациональный характер, региональный фактор будет играть меньшую роль», – сказал Макаркин.

 

Сергей Обухов — «Независимой газете»: Отставки губернаторов проходят по периферии