«Аргументы недели»

 

Между тем по факту массовой аварии на трассе М-11 в Новгородской области следственные органы оперативно возбудили уголовное дело против обслуживающей организации по статье о выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья. Почему в Адыгее вину за скользкую дорогу пытаются повесить на водителей, а в Новгороде не боятся обвинить дорожников? Почему у правоохранительных органов одной страны такое разное отношение к защите прав граждан?

В феврале мы публиковали материал «Скользкая дорога – скользкое дело», в котором рассказали историю трехлетнего бездействия следственных органов Тахтамукайского района Республики Адыгея по факту массового ДТП, произошедшего 17 января 2020 года на трассе М-4 «Дон» в районе города Адыгейска. В результате аварии погибли два человека, несколько человек пострадали, были повреждены около 30 транспортных средств. Причиной происшествия, по информации ГИБДД, стали гололед и плохая видимость. По свидетельствам очевидцев, ледяная корка на дороге образовалась именно на участке федеральной трассы в районе Адыгейска, что косвенно свидетельствует о ненадлежащем содержании дорожного полотна обслуживающей организации ООО «Дорснаб», иными словами, именно дорожники не выполнили свои обязательства… Однако следственные органы возбудили уголовное дело о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, то есть виновника массового ДТП решили искать среди самих же пострадавших в этом ДТП, обвиняя их в том, что они неправильно двигались по дороге в условиях гололеда, что повлекло аварию со смертельным исходом. При этом спрос с обслуживающей организации оказался чрезвычайно мягок: следователи не стали разбираться в том, была ли работоспособна дорожная техника, которая якобы патрулировала трассу в тот злополучный день; не были взяты пробы реагентов, которыми рабочие якобы посыпали трассу. По информации пострадавших, органам местного СК для отказа в возбуждении дела против дорожников оказалось достаточно письменных пояснений начальника участка и водителя КамАЗа. Также в материалах проверки не давалась оценка тому, как исполнялся договор на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильной дороги, какие действия компания проводила для своевременной и качественной подготовке трассы к зимней эксплуатации, был ли заготовлен необходимый объем противогололедных материалов и многое другое.

Не выдержав трехлетнего бездействия правоохранительных органов, пострадавшие стали обращаться во все возможные инстанции, в том числе к депутату Государственной Думы РФ Сергею Обухову, который направил депутатский запрос прокурору Республики Адыгея с просьбой разобраться в ситуации. К освещению истории подключились многочисленные СМИ. На нашу публикацию обратил внимание председатель СК России Александр Бастрыкин. Он «поручил руководителю следственного управления по Республике Адыгея А.В. Липало доложить о ходе проверки, установленных обстоятельствах и принятых процессуальных решениях». Иными словами, главный следователь страны взял ситуацию на личный контроль. И, казалось бы, ситуация переломилась.

Прокуратура Республики Адыгея сообщила заявителям, что их доводы стали предметом проведения проверки по сообщению о совершении работниками ООО «Дорснаб» преступления по статье 238 УК РФ, однако Тахтамукайский МСО СУ СК России по Республике Адыгея неоднократно необоснованно отказывал в возбуждении уголовного дела. В данный момент крайнее решение об отказе в возбуждении уголовного дела отменено 20 января 2023 года руководителем контрольно-следственного отдела СУ СК России по РА Остапенко А.А. и материал возвращен руководителю Тахтамукайского межрайонного следственного отдела для организации дополнительной проверки. В ходе дополнительной проверки следствию необходимо в полном объеме выполнить указания руководителя СУ СР по Республике Адыгея, дополнительно опросить участников ДТП, установить место загрузки реагентами, их количество, расход, маршрут движения и другие обстоятельства, имеющие значение для принятия законного, обоснованного и мотивированного процессуального решения.

Несмотря на имеющиеся «бумажные» подвижки дела, заявители до сих пор не ощутили на себе дополнительной проверки со стороны следствия: с пострадавшими до сих пор никто не общался, иные процессуальные действия со стороны органов СК также не очевидны. Складывается ощущение, что обнадеживающие заявления республиканской прокуратуры добрались не только до заявителей, но и легли на стол Александру Бастрыкину. Это могло создать у высшего начальства иллюзию выполненного долга. Однако «на земле», как мы видим, следствие продолжает бездействовать и никоим образом не собирается давать правовую оценку действиям компании «Дорснаб».

При этом 26 февраля в Новгородской области произошел аналогичный случай. На федеральной трассе столкнулись 40 автомобилей, погиб один человек, несколько человек получили ранения. Причиной происшествия также стало состояние дороги. Следственный комитет по Новгородской области изначально инциировал процессуальную проверку, но уже вечером того же дня возбудил уголовное дело по ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья). Выходит новгородским следователям потребовалось менее суток, чтобы принять адекватное процессуальное решение, а следователям из Адыгеи недостаточно и трех лет, чтобы довести дело до логического завершения.

Наша редакция продолжает следить за развитием событий.

Данное сообщение является официальный запросом в Следственный комитет Российской Федерации, Генеральную прокуратуру России и в правоохранительные органы Республики Адыгея с просьбой взять на контроль ход расследование дела.

 

Сергей Обухов – «Аргументы недели»: Адыгейские следователи не выполняют поручение Бастрыкина по делу о резонансном ДТП