Пресс-служба депутата С.П. Обухова

Недавняя история с забастовкой курьеров «Яндекс.Еды» вновь подняла на поверхность проблему тотальной монополизации отрасли, которая оформилась после покупки «Яндексом» по сути единственного конкурента на рынке — агрегатора Delivery Club. После сделки доля «Яндекс.Еды» на этом рынке, по подсчётам Tinkoff Data, составила 77%. 

В контексте всей этой ситуации мне захотелось получить разъяснения от Федеральной антимонопольной службы, каким образом такая сделка вообще стала возможна. Хочу рассказать об ответе, который прислали мне из ФАС. Вот что они пишут:

«В соответствии с положениями части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения ходатайств антимонопольный орган может принять в том числе решение об удовлетворении ходатайства и об одновременной выдаче заявителю предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления им заявленных в ходатайстве сделок (данное решение принимается в случае, если антимонопольный орган установит, что действия, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции).

По результатам рассмотрения Ходатайств ФАС России приняла решение об их удовлетворении и об одновременной выдаче предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующих товарных рынках».

Простыми словами — ФАС дал добро на сделку, но выписал «Яндексу» некие предписания, которые тот обязался соблюдать. Если честно, такая работа от ФАС скорее похожа на имитацию бурной деятельности, чем на реальное сдерживание монополий. Это как грозить пальчиком хулигану-громиле, который держит в страхе всю округу. 

Но давайте посмотрим, что там за предписания. Может там что-то по-настоящему серьёзное, и я зря наезжаю на ФАС. 

 

 

«Так, предписание содержит требования, в том числе предписывающие в течение трех лет сохранить размер и порядок формирования вознаграждения за услуги доступа к сервисам агрегаторов. При наличии объективной необходимости изменение комиссии должно согласовываться с ФАС России. 

Также предписание содержит требование о равном отношении Яндекса к курьерам, которые сотрудничают с другими агрегаторами, включая запрет на их дискриминацию. По мнению ФАС России, это обеспечит возможность свободного переключения курьеров между сервисами доставки и защитит их интересы».

Первое предписание — уже фактически ни о чём. «Яндексу» не составит никаких проблем его соблюдать. Я думаю, за время, прошедшее с момента сделки, инфляция уже сделала абсолютно неактуальным тот минимальный размер выплаты для курьеров, о котором идёт речь в предписании. Это просто бессмысленно.

Второе предписание — ещё смешнее. Когда на рынке не осталось конкурентов, довольно странным выглядит требование не мешать курьерам работать на этих конкурентов…

Вот так работает наш ФАС, бессмысленный и беспощадный, другого у меня для вас нет.

Сергей Обухов — про монополиста «Яндекс.Еду» и недееспособный ФАС