Пресс-служба депутата С.П. Обухова

Одной из основных целей, которой я хотел достичь, когда организовывал встречу с курьерами 7 декабря, было налаживание диалога между «Яндекс.Едой» и самими курьерами. К сожалению, этого диалога пока нет. И, как результат, с 20 по 25 декабря курьеры объявили первый этап всероссийской забастовки.

Забастовка состоялась. И у нас есть три основных причины говорить об этом. Во-первых, были многочисленные свидетельства нехватки курьеров и проблем с доставкой — не только в Москве, но и в других городах страны. Во-вторых, мы видели, как курьеры во многих городах, помимо Москвы и Петербурга, публично заявляли о солидарности с бастующими, записывая видеообращения и делая коллективные фотографии в поддержку забастовки. Так было в Ставрополе, Барнауле, Новосибирске, Волгограде, Ижевске. И в-третьих — это, наверное, самое главное — мы увидели очень острую реакцию от «Яндекса».

В первый же день пресс-служба «Яндекс.Еды» заявила, что компания не заметила никаких признаков забастовки, и никакого дефицита в рабочих руках они не испытывают. При этом все их действия и движения говорили ровно об обратном. Уже по ходу забастовки «Яндекс.Еда» ввела повышенные бонусы и надбавки для курьеров, которые выйдут на работу в эти дни. Более того, компания начала заниматься массовой смс-рассылкой на телефоны москвичей с приглашением на работу курьерами. В этих сообщениях «Яндекс» обещал потенциальным работникам настоящие золотые горы — зарплаты до 150 тысяч в месяц. Вот так вот. Подвиньтесь, айтишники, у нас тут новая элитная профессия! Посудите сами, с чем можно связать такие явления, если не с нехваткой курьеров?

Параллельно в ход пошла пиар-машина. Месседжи компании о том, что никакой забастовки нет — «Всё хорошо, прекрасная маркиза» — настойчиво распространялись по многочисленным СМИ и телеграм-каналам. Не берёмся сказать, какие из подобных постов/материалов были ангажированными, но во многих случаях такое впечатление действительно создавалось. А один из крупных телеграм-каналов даже прямо рассказал, как «Яндекс» пытался его «купить».

Другое пиар-послание «Яндекса» состояло в том, что курьеры, на самом деле, вообще прекрасно себя чувствуют и зарабатывают такие деньги, что среднестатистическому россиянину остаётся только облизываться от зависти. В одном из роликов, который распространялся в телеграме, рассказывалось о ежемесячных заработках курьеров от 70 до 160 тысяч рублей.

Дошло совсем до смешного, когда в бой вступила московская мэрия. В столице понатыкали каких-то дорожных знаков, на которых отображены слова благодарности курьерам за их работу. И, конечно, публикации про эти знаки разошлись по всем возможным мэрским медиа. Ну, то есть, всё, как у нас принято — тоннами пиарами заливается любая реальная проблема.

А ведь это действительно серьёзная тема, особенно в контексте проблемы трудовых мигрантов, которая сейчас активно обсуждается. Я считаю, что лучший способ сделать из человека полноценного члена общества — это предоставление ему нормальных трудовых прав. Только тогда он почувствует себя частью социума, начнет платить налоги в бюджет, приобретет базовый опыт взаимодействия с государственными структурами. Это ключевой этап на пути к полноценной адаптации трудовых мигрантов.

Собственно, поэтому так важно добиваться фиксации полноценных трудовых отношений между курьерами и агрегаторами и в целом защищать права трудящихся в этой сфере. Как раз этим и будет заниматься новый профсоюз, который был создан буквально во время забастовки — «Рабочий союз курьеров». Его уже официально зарегистрировали, и он фактически начал свою работу. Мы в свою очередь будем поддерживать все общественные организации, которые защищают права трудящихся, включая и профсоюз «Курьер», ставший важнейшим медийным ресурсом по ходу этой забастовки. Также мы продолжим всячески способствовать освобождению из-под стражи лидера профсоюза «Курьер» Кирилла Украинцева, которого заключили под стражу по абсолютно надуманному обвинению. Я уже направлял депутатские запросы по этому делу и писал ходатайства в пользу Украинцеву. Всё, что в наших силах, мы продолжим делать.

Также большой задачей на будущее для нас станет отстаивание прав самозанятых, а возможно и сокращение их числа за счёт большего распространения практики заключения трудовых договоров. Практика самозанятости должна стать маргинальной и применяться в отдельных случаях, а не повсеместно, как это нынче происходит.

Сергей Обухов — про итоги первого этапа забастовки и дальнейшие шаги в борьбе за трудовые права