В самом начале ноября секретарь генсовета «Единой России» и первый зампред Совета Федерации РФ Андрей Турчак в своем tg-канале заявил, что каждый участник специальной военной операции должен получать единый набор льгот и мер поддержки вне зависимости от места жительства.
«Очевидно, что в Москве или Тюмени местный бюджет может позволить себе больше, чем в Пензе или Чите. Но на передовой ребята рискуют своими жизнями одинаково. Неравенства в этом вопросе быть не должно. „Единая Россия“ подготовила проекты федеральных законов и уже направила на заключение Правительства», — подчеркнул он
Безусловно, прозвучавшие из уст чиновника высшего эшелона слова — абсолютно правильные и своевременные.
Только за сей этой справедливой риторикой как-то затерлась одна маленькая деталь - а какие гарантии готово дать государство бойцам, серьезно подорвавшим свое здоровье или получившим инвалидность в ходе СВО?
Андрей Турчак, правда, упоминал о том, что «Единая Россия» направила главе правительства письмо, в котором предлагает в числе прочего предоставить право на ежегодные бесплатные путевки в санатории федеральных органов для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, пожилых родителей и родителей-инвалидов погибших офицеров, предоставить право для ветеранов боевых действий на ежегодное лечение или отдых в санаториях и пансионатах федеральных органов за плату в размере половины стоимости путевки, а также бесплатный проезд к месту отдыха и обратно.
Но, как говорят в народе, обещать — еще не значит жениться, да и россияне в последние годы имели неоднократную возможность убедиться, как изначально правильные с социальной точки зрения инициативы при разработке соответствующих нормативных актов оборачиваются на практике едва ли не полной своей противоположностью.
Не стоит ли опасаться того, что солдаты-инвалиды со всех уголков нашей страны в конечном счете окажутся головной болью исключительно региональных бюджетов (которые, как верно подметил Андрей Турчак, имеют разные финансовые возможности)?
И тогда в каком-нибудь условном областном центра условный усталый доктор скажет — вам, дескать, положена законом высокотехнологичная медицинская помощь по установке, предположим, протеза, только соответствующей квоты придется пару-тройку лет подождать. А в каком-то условном сельском поселении условный чиновник посетует на то, что он бы и рад из бюджета выделить предусмотренные законом средства или лекарства, вот только с поставками серьезные перебои, а бюджет и без того дефицитный.
А ведь еще есть внушительное количество сугубо гражданский лиц, получивших увечья в ходе обстрелов ВСУ, не подпадающих под статус ветерана боевых действий на Донбассе. Их уже достаточно и в «классических» регионах страны, что уж говорить о новых территориях, вошедших в состав РФ.
А тем временем никто не называет точной или даже приблизительной даты окончания СВО.
Хватит ли у российского здравоохранения необходимых ресурсов, чтобы не откладывать медицинскую помощь таким людям в долгий ящик?
— Говорят, что в войсках всего достаточно. Но мы, тем не менее, продолжаем всем миром собирать средства на экипировку мобилизованным россиянам, на приобретение беспилотников, тепловизоров, бронежилетов и так далее, — обращает внимание секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Так что и в этом случае может получиться то же самое, все могут спихнуть на регионы.
Нам ведь сейчас нужны не только травматологи и реабилитологи. У людей возникают и посттравматические психологические синдромы, стрессы. А значит, помимо травматологов нам нужны еще и психологи. Те, кто приносил гуманитарную помощь в столичный госпиталь имени Бурденко, своими глазами видели, какие жестокие травмы получают наши солдаты. И не только солдаты. А из того проекта федерального бюджета, за который идет сейчас голосование, что-то не видно, чтобы на помощь пострадавшим на Донбассе выделялись какие-то серьезные средства.
Проблема получивших травмы и инвалидности на Донбассе людей будет с течением времени только усиливаться. Так что слова-то говорятся правильные, но как бы не получился на деле уход государства от ответственности. При текущем варианте бюджета, боюсь, как бы не пошло все именно так.
Соответствующих федеральных программ такого плана нет, а они должны быть. Как посттравматической, так и психологической реабилитации. Причем дело-то касается не одного только Донбасса. Помимо Донецкой и Луганской республик, Херсонской и Запорожской областей.
Курская, Белгородская и Брянская области давно уже являются прифронтовой полосой. И там гражданское население пока не получает в массовом порядке федеральной помощи.
Да, понятно, что все силы сейчас брошены на нашу победу, все внимание сакцентировано именно на этом. Но, тем не менее, необходимо уже сейчас и эту проблему как-то решать.