Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний, Центр исследований политической культуры России

Кроме того, учитывались данные некоторых прочих федеральных каналов («Пятый», ОТР, РБК, «Россия 24» и др.)

Сотрудниками ЦИПКР и Отдела ЦК КПРФ была проанализирована упоминаемость ряда представителей КПРФ, подвергшихся наиболее интенсивным информационным аткам в 2021 году: В. Рашкина, Н. Бондаренко, А. Самсонова и П. Грудинина, а также было проведено сравнение инфо-травли В. Рашкина с аналогичными атаками на С. Левченко и В. Коновалова и с освещением резонансного трагического события — аварии на шахте «Листвяжная» в Кузбассе.

 

Травля В. Рашкина, Н. Бондаренко, А. Самсонова и П. Грудинина на пике кампании (телеэфир с 21 октября по 21 ноября 2021 г.)

 

В период с 21 октября по 21 ноября на пяти центральных федеральных телеканалах («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен) вышло 140 сюжетов, посвящённых «незаконной охоте В. Рашкина» и 24 сюжета, посвящённых аресту А. Самсонова.

Н. Бондаренко и П. Грудинин на данных телеканалах не упоминались.

Прочие телеканалы упоминали о В. Рашкине в 143 сюжетах, об А. Самсонове – в 42 сюжетах и о Н. Бондаренко – в 5 сюжетах (Табл. 1).

Таблица 1

Общее число сюжетов, 21 октября – 21 ноября 2021 г.

Персона

Центральные телеканалы

Прочие

Всего сюжетов

Медиаиндекс

В. Рашкин

140

143

283

-14 946

А. Самсонов

24

18

42

-2922

Н. Бондаренко

5

5

П. Грудинин

 

Таким образом, в наибольшем объёме обсуждалась ситуация вокруг В. Рашкина. Второе по освещению место занял А. Самсонов. Н. Бондаренко упоминался в незначительном объёме. П. Грудинин не упоминался вовсе.

 

Рассмотрим, как распределялись упоминания коммунистов на различных телеканалах в данный период (Табл.2)

Таблица 2

Общее число сюжетов

Телеканал

В. Рашкин

А. Самсонов

Н. Бондаренко

П. Грудинин

Всего

«Первый»

23

0

 

 

23

«Россия»

38

0

 

 

38

НТВ

21

3

 

 

24

ТВЦ

21

9

 

 

30

Рен-ТВ

37

12

 

 

49

5 канал

10

1

 

 

11

Россия 24

72

7

5

 

84

ОТР

2

 

 

 

2

РБК

31

7

 

 

38

Дождь

11

1

 

 

12

RTVI

8

2

 

 

10

Звезда

9

 

 

 

9

Всего

283

42

5

0

330

Таким образом, наибольшее число сюжетов критике КПРФ посвятили: среди пяти центральных федеральных каналов Рен-ТВ (49 сюжетов) и «Россия» (38 сюжетов), среди прочих каналов – «Россия 24» (84 сообщения) и РБК (38 сообщений).

 

Рассмотрим, как распределялось эфирное время политиков на пяти ведущих телеканалах: «Первом», «России», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ (Табл.3)

Таблица 3

Структура суммарного лидерского эфира

Канал/

Персона

«Первый»

«Россия»

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

Всего

В. Рашкин

2701

2458

2101

3511

5217

15988

%

17%

15%

13%

22%

33%

100%

А. Самсонов

29

0

405

888

1874

3196

%

1%

13%

28%

59%

100%

Всего

2730

2458

2506

4399

7091

19184

%

14%

13%

13%

23%

37%

100

Таким образом, наибольший объём критики достался коммунистам на канале Рен-ТВ (37% от всего эфирного времени).

На втором месте ТВЦ (23% эфира), на третьем – «Первый» (14% эфира).

Последнее по освещению событий место разделили «Россия» и НТВ (по 13% эфира).

Рассмотрим общий объём эфирного времени, посвящённого травле А. Самсонова и В. Рашкина на центральных федеральных телеканалах. Всего В. Рашкину было выделено 4 часа 26 минут эфирного времени или 83%, А. Самсонову – 53 минуты (Гр. 1).

График 1

Структура суммарного эфира

 

 

 

 

Всего в период с 21 октября по 21 ноября В. Рашкин упоминался в течение 12 дней на пяти центральных федеральных каналах и 20 дней на прочих.

А. Самсонов упоминался только 5 дней (с 17 по 21 ноября). Н. Бондаренко был упомянут только на «России 24» 9 и 10 ноября. П. Грудинин не упоминалась на федеральных телеканалах.

Подводя итоги, можно отметить, что в адрес КПРФ была развернута полномасштабная информационная война, в которой принимали участие все центральные федеральные телеканалы.

 

Для сравнения: начало теле-травли В. Рашкина и кампании против С. Левченко и В. Коновалова

 

Сравним первые дни освещения травли В. Рашкина с началом травли других коммунистов (С. Левченко и В. Коновалова) в прошлые годы (Табл. 4).

Таблица 4

Телеканал

С. Левченко

(28-30 дек. 2018 г.)

В. Коновалов

(16-23 янв. 2019г.)

В. Рашкин

(29 окт.-1 ноя. 2021)

Время (сек)

Сюжеты

Время (сек)

Сюжеты

Время (сек)

Сюжеты

«Первый»

1138

13

214

1

845

7

«Россия»

904

14

391

4

569

11

НТВ

253

2

414

2

840

7

ТВЦ

251

1

1277

6

Рен-ТВ

227

3

1141

6

883

6

Итого

2773

33

2160

13

4414

37

В период с 28 по 30 декабря 2018 года в эфир вышло 33 сюжета с упоминанием охотничьего скандала вокруг С. Левченко. Данные сюжеты заняли 46 минут 13 секунд пяти центральных федеральных каналов. Все сообщения на всех телеканалах содержали негатив в адрес губернатора Иркутска, однако партийная принадлежность С. Левченко при этом не обсуждалась.

В период с 16 по 23 января 2019 г. федеральные и региональные телеканалы развернули информационную войну против губернатора Хакасии В. Коновалова, обвинив его в выдаче сверхпремий своим чиновникам, а затем и в невыплате наград победителям республиканского конкурса. На пяти федеральных телеканалах в эфир вышло 13 сообщений, данные сюжеты заняли 36 минут эфира и были выдержаны в негативном тоне.

Рассмотрим эти данные на едином графике (Гр. 2).

График 2

Структура новостного партийно-политического эфира

 

 

 

 

Таким образом, скандал с В. Рашкиным освещался федеральными телеканалами шире, чем начало травли С. Левченко и В. Коновалова. Активнее всего негатив в адрес политиков выпускали: в адрес С. Левченко «Первый» и «Россия», в адрес В. Коновалова – Рен-ТВ, в адрес В. Рашкина – ТВЦ.

В. Рашкину досталось в два раза больше эфира, чем В. Коновалову и в полтора раза больше времени, чем С. Левченко.

 

Освещение «Дела лося Рашкина» и трагедии на шахте «Листвяжная»

 

Сравним, как освещалось «Дело лося», инкриминируемого депутату Госдумы от КПРФ В.Ф.Рашкину в период с 29 октября по 5 декабря и авария на шахте Листвяжная, принадлежащей семье депутата Госдумы от «Единой России» П.М.Федяева. Трагедия произошла 25 ноября. За период анализа взято освещение на ТВ с 25 ноября по 5 декабря (Табл. 5)

Таблица 5

Общее число сюжетов на различных телеканалах

Телеканал

«Дело Лося»

Авария в шахте

«Первый»

51

74

«Россия»

51

71

НТВ

34

39

ТВЦ

35

34

Рен-ТВ

63

60

Всего на центральных

234

278

5 канал

24

33

Россия 24

112

132

ОТР

4

47

РБК

64

96

Дождь

17

5

RTVI

13

21

Звезда

17

33

Вместе РФ

0

4

Матч ТВ

0

1

МТРК МИР

1

1

Всего

486

651

Таким образом, стоит отметить, что авария на шахте «Листвяжная», где погибло и пострадало до сотни горняков получила сопоставимое время в телеэфире, что и «дело лося». Разница в телесюжетах всего на треть больше у человеческой трагедии, чем у лосиной. При этом никакого акцента на виновниках трагедии – арестованном предпринимателе-единороссе М.Федяеве в информполитике телеканалов не делалом. Более того, партийная принадлежность собственника предприятия, где произошла трагедия и его сына – депутат Госдумы вообще затушевывалась.

Да, почти все телеканалы по числу сюжетов отдали некоторое предпочтение освещению трагедии в шахте. Но отличились ТВЦ, Рен-ТВ и «Дожде». Здесь вышло больше сюжетов на тему «дела лося», чем по поводу аварии на шахте «Листвяжная».

Рассмотрим эти данные на едином графике (Гр.3)

График 3

Структура политического эфира федеральных телеканалов

 

 

 

 

В целом, за весь анализируемый период освещение аварии на шахте «Листвяжная» заняло 9 часов 7 минут эфира. Вопрос о «деле лося» и снятии с В. Рашкина депутатской неприкосновенности — 6 часов 57 мин. (соотношение 1,28 : 1).

Наибольший объём эфирного времени обоим происшествиям посвятил телеканал Рен-ТВ, при этом 47% эфира пришлось на «дело Рашкина», 53% на аварию в шахте.

«Первый» канал выделил шахте «Листвяжная» 60% эфира, «делу лося» В. Рашкину 40%. «Россия» посвятил шахте 65% эфира, охоте на лося — 35%. НТВ освещал «дело лося» 39% времени, аварию в шахте 61%.

Только ТВЦ выделил «делу В. Рашкина» 53% эфира, а аварии на шахте «Листвяжная» — 47%.

 

Обобщение: освещение «Дела Рашкина», 29 октября – 31 декабря

 

В период с 29 октября по 31 декабря вышло 569 сюжетов, посвящённых «незаконной охоте В. Рашкина», из них 263 сообщения было показано на пяти центральных федеральных телеканалах («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен).

Кроме того, «дело лося Рашкина» в 306 сообщениях упомянули прочие телеканалы (РБК, «Россия 24», RTVI, «Звезда», «Дождь», ОТР, «Пятый»).

Рассмотрим, как по дням изменяется освещение ситуации вокруг В. Рашкина (Табл. 6).

 

Таблица 6

Динамика эфира при освещении Дела В. Рашкина

День

Центр. каналы

Эфир (сек)

Др. каналы

День

Центр. каналы

Эфир (сек)

Др. каналы

29 октября

29

3822

28

26 ноября

2

357

16

30 октября

1

337

13

27 ноября

1

412

0

31 октября

7

255

28 ноября

3

467

8

1 ноября

2

29 ноября

2

2 ноября

1

30 ноября

3

3 ноября

17

1304

8

1 декабря

4 ноября

1

2 декабря

21

1057

14

5 ноября

4

270

10

3 декабря

4

6 ноября

1

9

5

4-5 декабря

7 ноября

3

253

5

6 декабря

2

133

5

8 ноября

2

7 декабря

2

69

1

9 ноября

1

8-12 дек.

10 ноября

1

13 декабря

4

155

6

11 ноября

1

14 декабря

1

29

9

12 ноября

15 декабря

13 ноября

1

16 декабря

3

40

8

14 ноября

2

17 декабря

8

15-16 ноя.

18-21 декабря

17 ноября

14

453

12

22 декабря

10

292

8

18 ноября

49

6790

35

23 декабря

1

22

1

19 ноября

5

1328

7

24-25 дек

20 ноября

3

191

1

26 декабря

2

91

1

21 ноября

7

976

5

27 декабря

22 ноября

20

1949

22

28 декабря

4

191

1

23 ноября

4

196

14

29 декабря

2

24 ноября

5

47

1

30 декабря

25 ноября

38

4604

31

31 декабря

Итого

263

26099

306

Таким образом, наибольшее внимание делу В. Рашкина пять центральных федеральных телеканалов уделяли 29 октября, 18 и 25 ноября (Гр. 4).

График 4

Динамика эфира при освещении Дела В. Рашкина

 

 

 

 

Так, наибольший объём эфира был посвящен событию 18 ноября, когда В. Рашкин признался в убийстве лося. На втором по освещению месте – 25 ноября, день снятия неприкосновенности с депутата. На третьем месте – первый день травли, 29 октября. А вот приговор Саратовского суда 28 декабря по «Делу лося» уже почти не освещался.

Все сюжеты первых дней были выдержаны в резко-негативном тоне как по отношению к политику, так и к Компартии. В период с 3 по 5 ноября, немного снизился градус негатива в сообщениях центральных федеральных каналов, они приняли вид информационных сводок о ситуации вокруг расследования. 6-7 ноября центральные федеральные телеканалы продолжили освещение дела В. Рашкина в резко-негативном тоне.

17 ноября в Госдуму пришёл запрос Генпрокуратуры о лишении неприкосновенности Валерия Рашкина, 18 ноября вышел ролик с признанием политика, 19-21 ноября телеканалы освещали произошедшее в резко-негативном тоне. 22-28 ноября главной темой стало лишение В. Рашкина неприкосновенности. 2 декабря было возбуждено уголовное дело против В. Рашкина. 6 и 7 декабря «дело Рашкина» упоминалось в связи с дачей показаний депутатом. 13 и 14 декабря телеканалы освещали избрание меры пресечения В. Рашкину, 16 декабря – и акцию против введения QR-кодов.

22 декабря телеканалы освещали последнее заседание осенней сессии Госдумы, где В. Жириновский предложил подарить В. Рашкину книгу про животных. 26 декабря «Первый» канал вспомнил скандал с В. Рашкиным при подведении итогов года. 28 декабря телеканалы кратко освещали приговор Саратовского суда в отношении В. Рашкина. Большинство вышедших сюжетов было выдержано в негативном тоне по отношению к политику.

 

 Всего освещение «незаконной охоты» заняло на федеральном телевидении 7 часов 14 минут эфирного времени. Распределение  времени по телеканалам отражено на Графике 5.

График 5

Структура суммарного эфира

 

 

 

 

Сюжеты Рен-ТВ заняли 32% эфира, «Первого» и ТВЦ – по 20%, НТВ и «России» по 14%.

 

Рассмотрим, как распределилось время для прямой речи коммунистов на пяти центральных федеральных каналах.

Наибольшее количество времени для прямой речи В. Рашкину и его сторонникам предоставили Рен-ТВ (31% или 20 минут), «Первый» (24% или 15 минут) и ТВЦ (20% или 12 минут). «Россия» выделил политикам 8 минут прямой речи (13%), НТВ – 7 минут или 12% (Гр. 6).

График 6

Структура суммарного синхрона представителей КПРФ

 

 

 

 

 

Помимо слов В. Рашкина телеканалы выпускали в эфир негативные комментарии представителей всех остальных парламентских партий («ЕР», «СР», ЛДПР и «Новых людей») (Гр. 7).

График 7

Структура суммарного синхрона представителей всех партий

 

 

 

 

 

Таким образом, телеканалы выделили 68% синхрона коммунистам, 15% прямой речи – «единороссам», 11% — ЛДПРовцам, 4% «эсерам» и 2% «Новым людям».

Некоторые выводы

 

  • В 2021 году телеканалы развернули в адрес КПРФ полномасштабную информационную войну.
  • Осенью 2021 года основными объектами травли стали депутат Госдумы В. Рашкин и депутат Примосркого Заксобрания А. Самсонов. Кроме того, освещался скандал с якобы «хулиганством» депутату Саратовской областной Думы Н. Бондаренко.
  • В период с 21 октября по 21 ноября пять центральных федеральных каналов и семь прочих широко освещали скандал вокруг В. Рашкина. «Делу Рашкина» было выделено четыре с половиной часа эфирного времени на пяти центральных федеральных каналах (или 140 сюжетов). Ещё 143 сообщения вышло на прочих телеканалах.
  • Арест А. Самсонова освещался в течение 53 минут на центральных федеральных каналах (или 24 сюжета). Ещё 18 сообщений были показаны на прочих телеканалах. Негатив в адрес политика выходил в период с 17 по 21 ноября.
  • Скандал с Н. Бондаренко освещался только каналом «Россия 24» в пяти сюжетах, вышедших 9 и 10 ноября.
  • Наиболее агрессивно показали себя телеканалы: «Россия 24» (84 сюжета с критикой коммунистов), Рен-ТВ (49 сюжетов), «Россия» и РБК (по 38 сюжетов).
  • Однако главным негативным инфоповодом КПРФ осени 2021 года стала информационная атака на В. Рашкина.
  • Если сравнить первые дни травли В. Рашкина (29 октября -1 ноября) с началом травли других коммунистов, то она заняла в два раза больше эфирного времени, чем было выделено информ-атакам на главу Хакасии В. Коновалова в январе 2019 года и в полтора раза больше эфирного времени, чем заняли информ-нападки на губернатора Иркустской области С. Левченко в декабре 2018 года.
  • При освещении скандала с В. Рашкиным в первые три дня телеканалы упоминали не только «незаконную охоту», но и критиковали деятельность политика и Компартию, тогда как при освещении скандалов вокруг С. Левченко и В. Коновалова в 2018-2019 гг., КПРФ упоминалась фоново.
  • Если сравнить освещение «Дела Лося» и аварии на шахте «Листвяжная», то оказалось, что и по количеству сюжетов и по объему эфирного времени эти события оказались сопоставимы. Да, авария освещалась в несколько больше, чем «дело В. Рашкина» (соответственно 9 часов эфира и 7 часов). Но были и аномалии – по количеству телесюжетов «дело Рашкина» опередило трагедию на шахте Листвяжная на  телеканалах ТВЦ, РЕН ТВ и Дождь. Кроме того московский телеканал ТВЦ предпочел по объему эфирного времени более активно участвовать в травле коммуниста Рашкина, чем в освещении реальной шахтерской трагедии в Кузбассе. При этом в случае с «делом лося» Рашкина постоянно акцентировалась партийная принадлежность депутата и критиковалась его политическая деятельность. А вот на фоне трагедии на шахте, арестованный как виновник собственник шахты член «Единой России» олигарх-бизнесмен М.Федяев, а также его сын — депутат Госдумы П.Федяев были практически выведены из информационного фокуса внимания.
  • Всего в период с 29 октября по 31 декабря вышло 569 сюжетов, посвящённых «незаконной охоте В. Рашкина», из них 263 сообщения было показано на пяти центральных федеральных телеканалах и 306 на прочих.
  • Наибольший объём критики вышел в день признания В. Рашкина в охоте, 18 ноября (1 час 53 минуты), в день лишения политика неприкосновенности, 25 ноября (1 час 16 минут) и в день охоты, 29 октября (1 час 3 минуты эфира). А вот приговор Саратовского суда 28 декабря по «Делу лося» почти не освещался (3 минуты 11 секунд).
  • Всего сюжеты пяти центральных федеральных телеканалов с критикой В. Рашкина в период с 29 октября по 31 декабря заняли 7 часов 14 минут суммарного эфира: 31% всего эфира пришлось на Рен-ТВ, по 20% на ТВЦ и «Первый» и по 14% на «Россию» и НТВ.
  • При этом 1 час 3 минуты заняла прямая речь В. Рашкина и его сторонников, около 14 минут – синхрон «единороссов», 10 минут досталось либералам, 4 минуты – «эсерам» и 2 минуты «Новым людям». Все эти политики критиковали В. Рашкина. Критику со стороны членов других партий выпускали все пять центральных федеральных каналов.
  • Таким образом, начиная с 29 октября и до конца 2021 года, федеральные телеканалы активно выпускали резко-негативные сюжеты в адрес В. Рашкина и Компартии. «Дело лося» было раздуто до невероятных размеров. Так, в ноябре КПРФ получила в три раза больше эфирного времени (за счет освещения дел В. Рашкина и А. Самсонова), чем «Единая Россия», но данный эфир был негативным для Компартии.

 

 

 

Исполнитель исследования:

А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.

Методика – А.Н.Васильцова

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России

Информационная война федеральных телеканалов против коммунистов В. Рашкина, Н. Бондаренко, А. Самсонова и П. Грудинина, октябрь – декабрь 2021 года