По материалам: Андрей Прах «Коммерсантъ»

За месяц до старта кампании по выборам в Госдуму в большинстве регионов сохраняются ограничения на массовые мероприятия, а кое-где их начинают ужесточать под предлогом третьей волны коронавируса. Оппозиция не сомневается, что запреты будут использоваться в политических целях — для пресечения уличной агитации, но надеется, что сможет компенсировать ее отсутствие работой в интернете. Власти «на всякий случай» страхуются от протестов, считает эксперт.

Глава Бурятии Алексей Цыденов 21 мая ужесточил правила проведения массовых мероприятий, обязав участников предоставлять справки о вакцинации или отсутствии коронавируса. «Третья волна пришла»,— пояснил он. Согласно его указу, такие мероприятия могут носить только культурный, спортивный или туристический характер. В тот же день правительство Ленинградской области сократило допустимое число участников мероприятий в неблагополучных по эпидемической обстановке районах с 300 до 150 человек. Для благополучных установлен лимит в 300 человек (ранее их число не ограничивалось).

Напомним, в июне стартует кампания по выборам в Госдуму. Сразу после выдвижения кандидатов партии вправе начать агитацию, в том числе путем публичных мероприятий — митингов, шествий и пикетирований. Государственные и муниципальные органы обязаны оказывать им в этом содействие, но уличная агитация фактически не регламентирована «коронавирусными» указами и попадает в категорию обычных массовых мероприятий. Они же в большинстве регионов или ограничены по числу участников, или вовсе запрещены. Одно из немногих исключений — Воронежская область, где в 2020 году после жалоб оппозиции предусмотрели возможность проведения агитационных акций численностью до 20 человек.

Фактически полный запрет на массовые мероприятия действует, например, в Приморском и Камчатском краях, Крыму, Ростовской и Пензенской областях. Несмотря на это, власти регулярно санкционируют проведение масштабных праздников — в честь Дня Победы, окончания Рамадана, «последнего звонка» и пр. Но для оппозиционных акций коронавирус остается преградой. Так, на прошлой неделе приморскому «Яблоку» под угрозой штрафа отказали в согласовании информационного пикета.

Опрошенные “Ъ” представители региональных властей ссылаются на эпидемическую ситуацию и не берутся предсказывать, будут ли меняться ограничения после старта думской кампании.

«Честно говоря, мы не видим желания партий проводить какие-либо митинги и массовые мероприятия, на них вообще нет запроса»,— заявил источник в правительстве Нижегородскойобласти. Собеседник, близкий к администрации Саратовской области, заверил “Ъ”, что послаблений ждать не стоит: «Никто не будет делать оппозиции такой подарок». Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Бельский не видит проблемы в ограничении уличных акций, так как другие виды агитации (листовки, билборды) остаются доступными, а с людьми можно пообщаться в формате, который «устраивает полицию и Роспотребнадзор». «Главное — кандидаты не должны ни к чему призывать, иначе это может сойти за митинг»,— пояснил “Ъ” господин Бельский. «Пандемию никто не отменял, партии будут вынуждены подчиниться,— говорит глава избиркома Ульяновска Вадим Андреев.— Но мы живем в век диджитализации, агитация перейдет в интернет. Кампания в СМИ и соцсетяхболее эффективна, чем публичные мероприятия, это уже многие осознали».

Представители думской оппозиции не сомневаются, что региональные власти будут использовать ограничения в политических целях, но ставят «здоровье граждан превыше всего».

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов уверен, что после старта кампании запреты в регионах будут ужесточаться. «Власти не нужна ни громкая кампания, ни большая явка. Она постарается решить все за счет трехдневного голосования и мобилизации зависимого электората»,— считает коммунист. По его словам, полностью компенсировать отсутствие уличной активности невозможно: «Люди соскучились по общению».

https://www.kommersant.ru/doc/4825950

 

Сергей Обухов – «Коммерсанту» о предвыборной тактике партии власти: Кремлю не нужна ни громкая кампания, ни большая явка