Андрей Захарченко. «Свободная Пресса»
Председатель КНР Си Цзиньпин заявил о полной победе над бедностью в стране. «Благодаря усилиям Коммунистической партии Китая и китайского народа наша страна одержала полную победу над абсолютной бедностью», — сказал он в ходе национальной итоговой конференции по борьбе с бедностью. По его словам, в ходе последовательно предпринимаемых в этом направлении усилий в течение 8 последних лет из перечня числа бедных районов удалось вывести 832 уезда, 128 тысяч деревень, и в общей сложности — 98,99 миллиона сельских жителей, причем для более чем 25 миллионов малоимущих китайцев отремонтировали ветхие дома.
Таким образом, подчеркнул председатель Китая, страна достигла цели ООН по искоренению бедности на 10 лет раньше установленного 2030 года, а ее вклад в мировую борьбу с этим явлением составил 70%.
Между тем Россия-то победила абсолютную бедность раньше. Еще в июне прошлого года наши власти направили в ООН отчет, в котором говорилось о том, что в стране практически отсутствует население, чей уровень жизни находился бы ниже определенного Всемирным банком критерия абсолютной бедности. По нему выходило, что уже в 2017 году в России менее 0,1% населения жили меньше чем на 3,2 доллара в день и менее 1% — на сумму менее 5,5 доллара в день.
А спустя несколько месяцев, в октябре того же года, Россия победила, кроме абсолютной, еще и «серьезную нищету». «По меркам, как сказал Максим Геннадьевич [министр экономического развития Решетников], чуть больше доллара в день расходы — считается, что это критерий бедности, который существует в мире. Мы, естественно, эту проблему давно решили. Эту нищету, самую серьезную, давно уже преодолели», —заявлял тогда глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Только вот странное дело — согласно официальной статистике реальные располагаемые доходы населения в России почему-то последовательно сокращаются аж с 2014 года, в очередной раз упав по итогам 2020 года на 3,5% и отставая к настоящему моменту от уровня 2013 года — последнего года устойчивого роста доходов — уже более чем на 10%. Общая численность граждан, вынужденных существовать на доходы ниже прожиточного минимума, по итогам только января—сентября 2020 года достигла 19,6 миллиона человек (13,3% всего населения страны), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 400 тысяч человек.
И это при том, что за последние 10 лет в Китае реальные доходы населения выросли более чем вдвое, а доля ВВП в пересчете на душу населения два года подряд превышает 10 тысяч долларов США, что переводит Китай в разряд стран с доходом выше среднего.
А ведь международная экономическая конъюнктура все это время была одинакова и для России, и для Китая, при том, что по размеру только золотых запасов мы опережали Китай еще в 2019 году. А уж про превосходство по объему и разнообразию полезных ископаемых говорить вообще не приходится.
Так почему же не Россия строит ветки метрополитенов в Китае, а наоборот? Почему не Китай использует передовое российское высокотехнологичное оборудование, а наоборот? Почему же не Россия запускает космические аппараты к Марсу и открывает крупнейший в мире телескоп, а Китай?
И самое главное — почему же Китай полностью побеждает бедность досрочно, собираясь самое позднее к 2049 году воплотить «китайскую мечту» и завершить построение «общества Великого единения» (синонима коммунистического общества с китайской спецификой), а Россия упорно отодвигает сроки по сокращению бедности хотя бы в два раза теперь уже не на 2024, а на 2030 год?
А что у нас? А у нас, как заметил доктор политических и кандидат экономических наук, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, вопрос о саботаже указов и распоряжений президента стоит уже года два, и вся статистика Счетной палаты наглядно свидетельствует о том, что президент указы издает, а чиновники правительства смотрят на них как на необязательные к исполнению бумажки.
— Государственные институты не работают на «автомате», в условиях системы ручного управления все ждут, как говорится, «священного пенделя» непосредственно от главы государства, — подчеркнул он. —Самонастраиваться же система сможет только в том случае, когда в стране будут обеспечены, например, нормальные выборы и соответствующим образом заработает судебная система. То есть будет все то, о чем говорят вот уже два десятка лет, но, к сожалению, никак не воплотят в реальности. Ничего же из этого у нас не существует, кроме нависающих над этим коллективным чиновничеством остатков былого авторитета самого Владимира Путина, да и те, как мы видим, размываются со всеми его «майскими», «июньскими» и прочими указами.