Андрей Полунин — «Свободная пресса»
Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры направил в социальные сети TikTok и «ВКонтакте» уведомления о необходимости удалить материалы с призывами к несовершеннолетним выходить на протесты.
«Просим вас незамедлительно принять исчерпывающие меры по недопущению распространения подобной противоправной информации на платформе TikTok», — цитирует пресс-служба уведомление ведомства в TikTok.
Аналогичное требование направлено руководству «ВКонтакте».
«В связи с выявлением в социальной сети „ВКонтакте“ случаев использования аккаунтов для вовлечения несовершеннолетних в несанкционированные митинги руководству соцсети направлено требование о незамедлительном принятии мер по пресечению подобных действий», — говорится в сообщении.
В Роскомнадзоре также призвали все социальные сети, информационные ресурсы и СМИ не допускать распространения «противоправной информации, вовлекающей несовершеннолетних в противоправные действия, с призывами к участию в незаконных митингах». Ведомство не уточнило, о каких именно протестах идет речь.
Напомним, в последние дни в соцсетях появились призывы участвовать в несогласованной акции 23 января, которая состоится в Москве и пройдет в поддержку оппозиционера Алексея Навального. Аналогичные митинги сторонники политика планируют провести в этот день еще в 46 городах страны.
Куда движется внутриполитическая ситуация в России?
— Расследование Навального про так называемый «дворец Путина» менее чем за двое суток после публикации собрало более 38,5 млн. просмотров, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Ролик двое суток остается на первом месте в трендах YouTube в России, а также входит в первую десятку в трендах еще 22 стран.
На этом фоне подростки в TikTok действительно начали массово призывать «погулять» 23 января. Ролики распространялись под хештегами #свободунавальному (34 млн. просмотров) и #23января (19 млн. просмотров). В качестве протестных символов пользователи «ТикТока» используют восклицательный знаки и красные косые кресты, означающие несогласие с действующей властью.
С молодежью, я считаю, все понятно: многомиллионная аудитория подписчиков Навального — это люди в возрасте 18−35 лет, и даже моложе. По сути, протестная молодежь уже выращена, и уберут ли TikTok и «ВКонтакте» уведомления об акциях протеста или нет, на ситуацию это особо не повлияет.
У Навального есть свои фанаты — наш Центр исследований политической культуры России фиксирует, что гипотетическую «партию Навального» сейчас готовы поддержать 6%-8% россиян. Если же оценивать популярность оппозиционера по опросам ВЦИОМ и «Левада-центра» *, действия Навального одобряют 5% (в ответах на так называемый открытый вопрос, без «подсказки» фамилии политика, — «СП»), Путина — 26%.
Это значит, что общественная база Навального никуда не делась. Хоть он в Германии, хоть в «Матросской тишине» — армия сторонников будет ждать сигнала.
Меня в этой ситуации волнуют не столько неуклюжие действия Роскомнадзора: никто не спорит — подростков надо оберегать. Правда, почему-то происходящее в подростковых социальных сетях заботит власть лишь когда дело начинает политизироваться. Меня, кроме соцсетей, волнуют два момента.
Навальный беспрепятственно передает из СИЗО посты и сообщения — их публикуют. В то же самое время в «Матросской тишине» сидит руководитель фракции КПРФ в заксобрании Иркутской области Андрей Левченко — по совершенно надуманному обвинению. Так вот, с Левченко адвокаты не могут встретиться, чтобы передать процессуальные документы. Как получается, что представитель либерального крыла оппозиции спокойно общается с «волей»? Это первый вопрос.
Второй — радио «Эхо Москвы», которое финансируется из бюджета, разместила ролик с «дворцовым» расследованием Навального. И тот же Роскомнадзор это почему-то вообще не заботит.
«СП»: — О чем это говорит?
— Письма на волю из СИЗО — чисто майданная технология. Она возможна только в том случае, если какие-то кремлевские башни играют в эту игру. А башни, похоже, играют — мы видим это на примере, по сути, государственного радио.
Или другой характерный момент. КПРФ в свое время не смогла запустить квадрокоптер на согласованном митинге на проспекте Сахарова — нам это запретили, под предлогом бесполетной зоны. А что же над «дворцом Путина» квадрокоптеры летают, как у себя дома?
Получается, часть кремлевских структур работает на Навального — человека, которого якобы отравил сам Путин. Если так — значит, кто-то в России пытается организовать ползучий переворот, и смотреть в этом случае надо на клиентелу Демократической партии США в российской власти.
Или возьмите химкинское правосудие. От выездного заседания суда над Навальным в шоке даже юристы, работающие на партию власти. Такие впечатление, что все было сделано специально, чтобы дискредитировать судебную систему РФ.
Что все это — глупость или измена?!
Думаю, если Владимир Владимирович хочет сохранить власть, ему надо срочно разбираться с собственным окружением. А то, что происходит в TikTok и «ВКонтакте» — лишь следствие происходящего в верхах.
«СП»: — Что, по-вашему, происходит в верхах?
— Мы имеем схватку двух кланов. Один — это стареющий клан у власти, в котором участникам под 70 лет и старше, который оформился 30 лет назад, и пришел к власти 20 лет назад. Ему противостоят юные хищники, которые используют — как всегда в подобных ситуациях — молодое поколение, его тягу к справедливости, как они её понимают. Этот второй клан сегодня раскачивает политическую ситуацию для смены власти.
Выбор у граждан при таком раскладе невелик. Если победит якобы оппозиционно-ориентированная на демократов США часть российской элиты, нам грозит либеральный 1937-й год — именно это мы наблюдаем сейчас в Соединенных Штатах.
Если же Владимир Владимирович собирается вести страну по суверенному пути, ему нужно как минимум опираться на глубинный народ и глубинные интересы. Сейчас, к слову, эти интересы представляет только КПРФ и левые патриоты — те прагматичные политики, которые считают, что страна должна развиваться в рамках собственной цивилизационной парадигмы.
На мой взгляд, нынешняя ситуация повторяет 1989−1990-е годы. Нынешнее молодое поколение уже не помнит книжки Бориса Ельцина «Исповедь на заданную тему». Между тем, расследование Навального про дворцы — это вариант ельцинской «исповеди».
В 1990-м, когда она вышла, все аж захолонули: оказывается, у членов Политбюро есть дачи! Скромные, по нынешним меркам, дачи членов Политбюро тогда поражали — как сейчас поражает «дворец» под Геленджиком. Хотя не припомню, чтобы на дачах советской партийной элиты имелись стриптиз-подиумы и казино.
Все действительно повторяется. У нынешних молодых людей клиповое сознание, они отсечены от исторической памяти — да и просто не помнят, чем обернулся для страны приход Ельцина к власти.
Проблема в том, что в России есть объективный запрос на Навального. У нас воспитано общество потребления — и оно хочет быстрых перемен и красивой жизни, как на Западе. Хотя в нынешней ситуации нужно четко понимать, к чему это ведет, и не пытаться слепо копировать пути развития — ни восточный, ни западный.
«СП»: — Если ситуация будет развиваться по пути прихода Навального к власти, какие моменты будут на это указывать?
— Предательство элиты. Собственно, нынешняя российская элита — это союз силовиков и системных либералов. Последние сейчас играют на стороне Навального — интеллектуальными маркерами здесь выступают Венедиктов и Павловский. Но ключевым маркером будет поведение силовиков 23 января — насколько рьяно правоохранители будут профилактировать протестные мероприятия, нейтрализуя активистов, и как жестко поведут себя при разгоне митингующих.
Я не берусь оценивать масштабность предстоящего мероприятия — меня не обманывают цифры миллионных просмотров в соцсетях: диванные войска есть диванные войска. С другой стороны, общественная психология во многом непредсказуема. До возвращения Навального российское общество пребывало в состоянии апатии, раздражения и страха. Все это аккумулировало агрессию и невроз — и они должны куда-то выплеснуться. Станет ли Навальный катализатором цепной реакции, мы увидим в ближайшее время.
* АНО «Левада-Центр» внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.