Андрей Полунин (Свободная пресса)​

Владимир Путин уже знает, кто его преемник. Об этом заявила «Новой газете» политолог Татьяна Становая, которая 15 лет руководила аналитическим департаментом Центра политических технологий.

По ее мнению, Путин отправил в отставку правительство Дмитрия Медведева на фоне транзита вынужденно.

— Публикация в «Новой газете», я считаю, выражает интересы Сергея Чемезова, который серьезно пострадал в результате президентских конституционных и правительственных «загогулин», — считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Это такие «хотелки» ослабленного клана Чемезова — по крайней мере, я так это воспринимаю.

На мой взгляд, ни о каком урезании президентских полномочий, о котором говорит Татьяна Становая, в поправках и речи нет. Напротив, у нас была президентская республика — теперь будет супер-президентская. Одна дело, как поправки подавались в послании — чуть ли не как крен в сторону парламентской республики, и другое дело, что мы увидели в тексте президентского законопроекта. И, как говорят, это еще не вечер.

«СП»: — Что под этим имеется в виду?

— Может, президентские поправки еще и не примут. Недаром пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков на вопрос, когда состоится народное голосование — до или после подписания документов главой государства? — ответил, что механизм будет проработан, но главное, что голосование не будет формальным: «Это будет голосование „за“ или „против“, и если люди посчитают [введение в действие поправок] нецелесообразным, то так и произойдет. Это не формальность».

Уже говорят, кроме того, что ко второму чтению может быть пересмотрен пункт о приоритете законов России над международными.

Словом, в Кремле идут схватки бульдогов под ковром. Так что посмотрим, что нам выкатят в поправках ко второму чтению, и что послушная Дума быстренько примет.

«СП»: — Путин может передать власть преемнику?

— Нынешняя система власти не передается — ее невозможно передать. Мы помним пример императрицы Анны Иоанновны, которая подписала перед вхождением на престол в 1730 году «кондиции», ограничивающие самодержавную власть монарха, а потом эти «кондиции» порвала. В нынешней российской ситуации никто гарантировать Путину ничего не может — и он правильно делает, что не верит персональным гарантиям.

Не может Путин принимать решения и на посту главы Госсовета. Это консультативный орган, и никаких распорядительных указов и постановлений, обязательных к исполнению, он не принимает.

Так что версия о преемнике, изложенная Становой, не выдерживает критики. Проблема в том, что у нас нет открытого политического процесса — транзит идет в режиме спецоперации, да еще переформатируется на ходу. В послании прозвучала одна тональность — а поправки другие. Видно, что все делалось впопыхах.

У меня пока один ключевой вывод: изменился порядок назначения на должность президента. От кандидата требуется 25 лет проживания на территории РФ, он не может быть президентом более двух сроков, без «подряд». Это совершенно другая норма, и совершенно другие полномочия — президент может теперь наплевать на вето Госдумы и Совета федерации, а также может переформатировать суды, и по сути управлять ими.

Поэтому я вполне допускаю, что Конституционный суд из 11 членов, послушных Путину, нам истолкует, что действующий глава государства может занимать пост президента еще два срока.

Доктор политических наук С.П. Обухов — «Свободной прессе»: В Кремле идут схватки бульдогов под ковром