Сергей Обухов, Русская народная линия

Аналитическая записка

Предстоятель Русской Православной Церкви и Папа Римский встретились впервые за полтысячелетия существования автокефальной РПЦ. Встреча состоялась на «острове — символе надежд «Нового света», как названа Куба в Декларации Патриарха и Папы. Патриарх Кирилл возглавляет крупнейшую из 15 Поместных Православных Церквей (Еще есть автономные, самоуправляемые, неканонической юрисдикции и т.д. В последнее время националистически настроенные миряне и клир пытаются выделить «национальные» церкви, считая их отдельными организациями (при этом, как правило, нарушая территориальный принцип их размежевания), что соборно осуждено Церковью как ересь филетизма).

Таким образом, встретились два самых значительных лидера христианского мира. Отметим, что встреча прошла на фоне санкций в отношении РФ, российской операции в Сирии и в преддверии Всеправославного Собора, который состоится в июне на Крите.

Символизм кубинской встречи

Клир и миряне Русской Православной Церкви довольно напряженно ждали внезапно объявленной, хотя и давно готовившейся встречи. Значительная часть духовенства опасалась неких экуменических шагов со стороны священноначалия РПЦ. Живы были воспоминания о давлении на Патриарха Алексия Второго в 1990-х годах с требованием провести встречу с папой, которая в условиях ельцинского государственного погрома и подчинения Западу правящей верхушки России трактовалось как символ духовного разгрома. Патриарх Алексий Второй не пошел на унизительные контакты с Ватиканом. И вот в новых геополитических условиях, когда Российская Федерация заявила о себе как одном из субъектов мировой политики, наконец, состоялась встреча Патриарха и Папы.

Судя по картинке на ТВ и обнародованным документам и высказываниям, не было ничего апостасийного и антиканонического. Ни совместного богослужения, ни совместных церковных обрядов. Не было и обсуждения богословских разногласий, не поднимались вопросы о пересмотре канонов или вероучительных истин Православия, в чем заключается сущность экуменизма. Встреча прошла как дипломатические переговоры равночестных и влиятельных мировых структур.

Важно отметить, что подпись Папы под документом, согласно сообщениям СМИ, включала в себя только следующие титулы «Епископ Римский, Папа Католической Церкви». Это представляет собой существенное сокращение обычно упоминаемых регалий Понтифика, включая претензию на власть над всеми христианами мира.

В церковном мышлении все символично. Встреча состоялась на Кубе, где в октябре 1962 года во время Карибского кризиса мир был на волоске от третьей мировой войны. Тогда добрая политическая воля, проявленная с обеих сторон, помогла предотвратить катастрофу. Власти социалистической Кубы, где подавляющее большинство католиков, инициировали строительство крупнейшего в Латинской Америке православного собора. А папа Франциск — родом из Аргентины, земля кубинского героя Че Геварры. Фидель Кастро много сделал для поддержки «теологии освобождения», зародившейся в католических кругах Латинской Америки. Многие из теологов приняли активное участие в политической жизни и считали, что Иисус Христос — не только Утешитель, но также и Освободитель угнетенных. Христианской миссии дается особая роль защиты справедливости для бедных и угнетенных, особенно через политическую деятельность. Теология освобождения часто понимается как форма христианского социализма, получившая широкое распространение в Латинской Америке. Однако её влияние в католицизме пошатнулось после официального осуждения в 1980-х гг. А теологи освобождения стали преследоваться папой Иоанном Павлом II.

Так что позитивного символизма в кубинской встрече было много.

Тема Ближнего Востока

Главной темой встречи была ситуация на Ближнем Востоке, в некоторых странах Северной и Центральной Африки, где христиане подвергаются геноциду со стороны террористов, прикрывающихся религиозными лозунгами. «В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами», — говорится в совместной Декларации Патриарха и Папы.

Декларация призывает мировое сообщество «к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока». Папа и Патриарх призывают мировое сообщество «сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира», оказать гуманитарную помощь страдающему народу Сирии и Ирака, многочисленным беженцам в соседних странах, сделать все возможное для скорейшего освобождения всех похищенных, в том числе митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года.

Подчеркивается опасность терроризма, прикрывающегося псевдорелигиозными лозунгами. Декларация призывает «все страны, вовлеченные в борьбу с терроризмом, к ответственным, взвешенным действиям». Для борьбы со злом необходимо единение не только политиков, но и религиозных лидеров, необходим межрелигиозный диалог.

Таким образом, и папа, и патриарх возвысили голос против страшных преследований и гонений христиан на Ближнем Востоке, т.е. на территории, откуда, собственно, пошло христианство. Напомним, что в свое время поводом для Крымской войны середины 19-го века, этого крупнейшего всеевропейского вооруженного противостояния, собственно были подобные гонения на православных на Балканах, Бессарабии. Война так и называлась — «битва за ясли Господни» (Прямым поводом к началу Крымской войны послужил спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» — Вифлеемский храм («церковь яслей Господних») и храм «Гроба Господня»).

Совместная защита традиционных ценностей: сохранить человеческую душу

Много сказано о преследованиях христиан в современной Европе из-за отказа европейцев от своих нравственных корней. В Декларации это облечено в форму осуждения секуляризма. В частности, указывается, что «превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы». Понтифик и Патриарх выражают обеспокоенность «нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни… Мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность».

Речь о некоторых странах Европы, которая «нуждается в верности своим христианским корням». Патриарх и Папа призывают христиан Западной и Восточной Европы объединиться, «дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией».

Затронуто право каждого человека на жизнь. Это реакция на ту идеологию, которая считает допустимыми аборты, эвтаназию, биомедицинские технологии, связанные с манипулированием человеческой жизнью.

Подчеркивается святость института семьи: «Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности», выражено сожаление, что в наше время «освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания».

Многие из постулатов, заявленных в Декларации, совпадают с принципами Заявления XV съезда КПРФ «О защите фундаментальных ценностей», где подтверждена актуальность ключевых нравственных ориентиров, определенных «Моральным кодексом строителя коммунизма».

Социалистические требования Декларации

И Патриарх, и Папа сочли необходимым подтвердить ряд принципов, которые созвучны требованиям социальной справедливости, социалистическим ориентирам, отстаиваемым КПРФ.

Внимание в Декларации уделено проблеме несправедливого распределения материальных ресурсов, проблеме беженцев, «стучащихся в двери богатых стран».

Текст содержит призыв к христианским Церквам «отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими», указывая, что «безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты… Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений».

Некоторые уступки Ватикана по Украине

Очевидны частичные уступки Ватикана по вопросам религиозного противостояния на Украине.

Одним из ключевых требований Русской Православной церкви при организации встречи Патриарха и Папы было осуждение со стороны Ватикана духовной агрессии униатов (греко-католиков) против Русской Православной церкви на Западной Украине. Частично это отражено в Декларации.

В Декларации четко заявлено о неприемлемости прозелитизма. В пункте 24 сказано: «…Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру… Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями».

Положению на Украине посвящено в Гаванской декларации 3 из 30 пунктов. Пункт 25 четко говорит об униатах, «униатизме», который берется в Декларации в кавычки: «25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования».

Митрополит Волоколамский Илларион, готовивший встречу и Декларацию, сообщил, что в беседе с Патриархом Папа Франциск подчеркнул, что считает именно Патриарха Московского и всея Руси каноническим главой всех православных верующих Украины.

Патриарх и Папа в Декларации призывают от ситуации соперничества, омрачавшей взаимоотношения между их Церквами на протяжении столетий, «перейти к ситуации партнерства в тех областях, в которых оно сегодня возможно и востребовано» — таков лейтмотив встречи.

Не теологическая, а пастырская декларация

Гаванская декларация, по словам Папы и Патриарха, является пастырской, а не политической, где рассматривались, прежде всего, перспективы развития человеческой цивилизации. Тем не менее, в контексте современной ситуации в мире она касалась самых острых ее граней, т.е. имеет и политическое звучание, когда «человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен», и «христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа». Ведь «мы не соперники, а братья, и должны учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою».

В целом, можно согласиться с некоторыми оценками консервативного публициста Егора Холмогорова по итогам его анализа этой явно не теологической Декларации Понтифика и Патриарха.

Очевидно, что Папа Франциск:

— Фактически поддержал российскую операцию в Сирии как борьбу с терроризмом.

— Раскритиковал евроинтеграцию (и этим — евроинтеграцию Украины).

— Отрекся от идеи унии и униатства (в декларации введен термин «униатизм»), тем самым пообещав накинуть узду на греко-католиков на Украине.

— Полностью поддержал Москву против филаретовского раскола на Украине.

Не зря униатское, греко-католическое духовенство принялось критиковать гаванскую декларацию.

Если говорить о стремлении к воссоединению Церквей, то оно в ближайшие века неосуществима. Приводят слова Папы Римского Франциска, сказанные о единении Церквей: «Если пытаться прийти к единению через исследования, через теологию, то придет Господь, а мы все еще будем дискутировать. Нет, единство создают, двигаясь вперед, так, чтобы когда Господь придет, он хотя бы встретил нас идущими вместе».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) на вопрос о воссоединении ответил так: «Все мы соединимся обязательно. — И воздел руки к небу. — Там, у престола Господня». Видимо, Патриарх Кирилл в этом вопросе продолжает линию своего предшественника, «сталинского» Патриарха Алексия I.

Разговор равных, а не западного победителя с восточным побежденным

Сейчас много цитируют знаменитый вопрос Сталина, обращенный к Черчиллю в 1944 году (есть и другие версии собеседника и даты реплики) — «А сколько дивизий у Ватикана (Папы Римского)?» В то время и в том контексте это был мудрый восточный пассаж руководителя державы и главнокомандующего. Тогда все решалось силой оружия. Так вот по поводу дивизий. Теперь у Ватикана есть только швейцарская гвардия. Говорят, на планете миллиард католиков. Может ли действительно рассчитывать на них Понтифик в отстаивании традиционных, христианских ценностей?

Ведь в нынешней Европе настоящих католиков все меньше. И хотя католические организации в Западной Европе собирают многосоттысячные демонстрации против однополых браков, эвтаназии и разрушения морально-нравственных основ человеческого существования, объединенная Европа не очень-то слушает Папу и его католиков.

Папа Франциск надежды возлагает не на Европу, а на свою Латинскую Америку, где неприятие европейского духовно-нравственного разложения значительно. Но в Европе Папе нужен реальный союзник. Одной Польши или Венгрии здесь, конечно, мало. Таким серьезным союзником может быть только предстоятель крупнейшей и набирающей все большее влияние — Русской Православной церкви.

Заинтересован в диалоге и наш Патриарх. До последнего времени монополию на контакты с Папой Римским имел лишь Вселенский Патриарх Варфоломей, в политическом плане сильно зависимый от властей Турции, ЕС и США.

Понятно, что такая встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском в период подготовки к Всеправославному собору на Крите серьезно укрепит позиции РПЦ. Это важно из-за «греческой экспансии» в целом ряде Поместных Православных Церквей и проамериканской активности Вселенского Патриархата. РПЦ сегодня испытывает большое давление и попытки приглушить ее голос с целью ослабить позиции в мировом Православии.

Гаванская декларация Патриарха и Папы — смертный приговор либеральной демократии

Результат встречи кратко можно сформулировать так: противоречия и различия в вере сохраняются, но у истинных православных и католиков общий враг, и Папа вместе с Патриархом готовы вместе бороться с мировым либеральным извращением.

Известный православный публицист Константин Душенов справедливо напоминает: эта мысль — о преимуществах совместной борьбы — в истории не нова. Идея опереться на Рим в борьбе с «общим врагом» неоднократно возникала на протяжении последнего тысячелетия. Но никогда она не приносила православным ничего, кроме беды. Достаточно вспомнить Даниила Галицкого, искавшего помощи Папы в борьбе с татарским нашествием. Титул короля он получил от Папы, а помощи в отпоре нашествию татар — нет. Или Флорентийскую унию, ставшую результатом попыток византийского императора опереться на Ватикан в борьбе против турецких завоевателей.

История, наоборот, подтвердила правоту тех, кто отвергал идею опоры на помощь Ватикана в борьбе с геополитическими врагами. Вспомним Александра Невского и Иоанна Грозного.

Скептики по поводу гаванской встречи Патриарха и Папы не без оснований утверждают: «Сейчас на наших глазах совершается очередная попытка реанимировать старую бесплодную идею о «совместной борьбе с общим врагом». Однако, нет никаких оснований полагать, что результат в этот раз будет иным, нежели ранее».

Однако, оптимисты приводят другие аргументы. Сейчас — совершенно иная геополитическая картина в связи с крымскими и сирийскими событиями. Сегодня, скорее, уже слабеющий Запад в лице Ватикана просит у России помощи. А Москва — и церковная в том числе — может отвечать ему «с позиции силы», равно державной и духовной.

Трудно не согласиться с Константином Душеновым: Совместная Декларация, подписанная в Гаване, это смертный приговор либеральной демократии. В ней сказано: «Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен». Каких же? Вполне вероятно, полагает Константин Душенов, «перемены эти неминуемо разрушат вавилонскую башню Евросодома, основанную на худшем изводе либерального сатанизма».

Папе Франциску Патриарх подарил в Гаване свою книгу под названием «Свобода и ответственность». На острове свободы главы крупнейших христианских конфессий говорили как раз об ответственности за будущее цивилизации. В тот момент, когда лидеры многих так называемых цивилизованных стран проявляют полную свободу безответственности.

В общем, если рассматривать деятельность Патриарха Кирилла с точки зрения общественного и политического служения, то он вновь демонстрирует российскому обществу свою идейно-политическую инициативу. Напомним, он первым стал глашатаем идеи «русского мира», которая, пусть декларативно и на словах, но принята на вооружение путинским государством. Патриарх вслед за КПРФ исповедует идею неразрывности российской, русской истории, и вместе с Компартией, хотя и осторожно, выступает против шельмования советского периода истории.

Теперь на уровне двух крупнейших христианских центров планеты — Православия и Католицизма — в повестку общей деятельности внесена борьба с извращениями либерализма и защиты традиционных ценностей, а также отстаивание идеи социальной справедливости. Здесь также РПЦ выступает как очевидный союзник КПРФ.

Конечно, антикоммунистические настроения в РПЦ, особенно среди части старого клира, еще очень сильны. Однако сегодня, очевидно, что здесь проявляются и иные тенденции, способствующие диалогу коммунистов и православных общественных организаций.

Сергей Обухов, доктор политических наук.

«Островная дипломатия» Патриарха Кирилла: от Кубы к Криту