С.П.Обухов, Секретарь ЦК КПРФ, член Президиума ЦК​

Эксперты отмечают, что схожая ситуация в недавнем прошлом уже была – в 2005 г. власть внедрила систему монетизации льгот, также вызвавшую у населения большое отторжение и массовые протесты.

По итогам выборов можно заключить, что ситуация сейчас острее, чем в 2005-м году. Кроме того, ныне мы имеем структурно куда более сложную ситуацию для действующей власти.

В Таблице 1 – данные о голосовании на выборах в парламенты субъектов РФ (партсписки) осенью 2004 г, за год до реализации планов монетизации льгот. «Справедливая Россия» в таблицах отсутствует, т.к. её существование инициировано Кремлем лишь осенью 2006 г. Данные представлены по хронологии.

Таблица 1

Выборы в парламенты регионов, осень 2004 г.

Регион

Дата

Голосовало

ЕР

КПРФ

ЛДПР

%

голосов

%

голосов

%

голосов

Тульская обл.

03.окт.04

426862

22,3

192139

10,8

46271

3,6

15552

Марий-Эл

10.окт.04

200984

32,3

64876

17,9

64876

5,9

11916

Иркутская обл.

10.окт.04

545067

30,2

164581

12,8

70094

3,6

19890

Сахалинская об.

10.окт.04

127567

17,7

22635

15,9

20305

7,3

9359

Читинская обл.

24.окт.04

314362

37,0

111956

19,4

58734

12,0

35969

Калужская обл.

14.ноя.04

262089

40,0

104922

13,4

35128

9,9

25985

Курганская обл.

28.ноя.04

409453

25,7

105379

10,9

44636

13,1

53978

Брянская обл.

05.дек.04

544733

34,2

186225

18,6

101138

2,6

14042

Архангельская обл.

19.дек.04

406664

23,6

96075

8,6

35003

13,5

55010

Корякский АО

19.дек.04

6854

22,2

1524

35,0

1524

9,8

674

Хакасия

26.дек.04

149204

23,1

34573

18,3

27336

6,5

9754

Всего

3393839

32,0

1084885

15,0

505045

7,4

252129

Больше всего «Единая Россия» набрала в Калужской области (40%), меньше всего – на Сахалине (17,7%). Средний процент за «ЕР» по стране – 32%.

Наибольшие показатели КПРФ – в Корякском АО (35%), наименьшие – в Архангельской области (8,6%). Средний процент за КПРФ по стране – 15%.

Разница между средними показателями «ЕР» и КПРФ – 17%.

В Таблице 2 – данные о голосовании осенью 2005 г, уже после реализации программы монетизации льгот.

Таблица 2

Выборы в парламенты регионов, осень 2005 г.

Регион

Дата

Голосовало

ЕР

КПРФ

ЛДПР

%

голосов

%

голосов

%

голосов

Белгородская обл.

16.окт.05

682674

52,7

360315

18,4

125872

6,7

46047

Агинско-Бурятск ок.

30.окт.05

29461

66,6

19634

15,1

4441

9,4

2785

Чечня

27.ноя.05

415031

60,6

251737

12,2

50644

1,4

6044

Ивановская обл.

04.дек.05

379415

32,1

121805

11,1

42179

12,3

49238

Костромская обл.

04.дек.05

226813

30,0

68030

17,5

39636

8,6

19480

Москва

04.дек.05

2396675

47,2

1132523

16,7

401405

8,0

191833

Хабаровский край

11.дек.05

360605

41,0

147798

15,5

55914

11,5

41694

Новосибирская обл.

11.дек.05

733336

33,1

242903

21,6

158871

9,7

71148

Тамбовская обл.

18.дек.05

421313

40,5

170582

20,0

84072

9,7

40868

Тверская обл.

18.дек.05

399954

33,2

132888

14,7

58764

7,4

29635

Челябинская обл.

25.дек.05

854003

52,0

443897

12,6

107624

9,0

76852

Чукотский АО

25.дек.05

18957

69,2

13120

16,9

3203

Всего

6918237

44,9

3105232

16,3

1129422

8,4

578827

Больше всего «Единая Россия» набрала в Агинско-Бурятском округе (66%, даже больше чем в Чечне – 60%), меньше всего – в Костромской области (30%). Средний процент за «ЕР» по стране – 44,9%.

Наибольшие показатели КПРФ – в Новосибирской области (21,6%), наименьшие – в Ивановской области (11%). Средний процент за КПРФ по стране – 16,3%.

Разница между средними показателями «ЕР» и КПРФ – 29%.

Как видим, монетизация льгот, хотя и сопровождалась массовыми выступлениями, не только не обрушила результаты «Единой России», но и позволила «ЕР» нарастить поддержку почти в полтора раза – с 32% до 45%.

КПРФ и ЛДПР тоже немного прибавили, что, объясняется укрупнением партийной системы и консолидацией избирателей в те годы вокруг наиболее крупных партий.

В Таблице 3 – обобщенные данные о выборах в региональные парламенты (партсписки) осенью 2017 г. (до пенсионной реформы) и осенью 2018 г. (после).

Таблица 3

Обобщенные итоги выборов в парламенты регионов, осень 2017 и 2018 гг.

Выборы

КПРФ

ЕР

средний %

высший %

низший %

средний %

высший %

низший %

2017 год, 6 регионов

12,6

16,5

6,6

67,2

68,2

40,4

2018 год, 16 регионов

20,3

36,2

10

49,1

68,5

25,4

На выборах в парламенты регионов в 2018 г. средний результат КПРФ по 16 субъектам составил 20,26%. Аналогичный показатель 2017 г. был 12,64% – рост более, чем в полтора раза. В целом, результат КПРФ по партспискам-2018 является лучшим за последнее десятилетие. Наилучший результат коммунистов в 2018 г. – в Ульяновской области (36%), наихудший – в Архангельской (10%).

Средний результат «ЕР» по 16 регионам составил 49%. В 2017 г. было 67,2%. Наилучший результат «единороссов» в 2018 г. – в Калмыкии (68.5%), наихудший – в Хакасии (25,4%). Для партии власти итоги текущей кампании – откат на несколько лет назад.

Разница между средним результатом «ЕР» и КПРФ в 2017 году составляла 55,6%, а в 2018-м году – лишь 29%.

Выводы

Исходя из приведённого выше анализа, можно сделать вывод: «пенсионная реформа» привела «Единую Россию» за 3 месяца к катастрофическому обвалу рейтингов. Её результат относительно КПРФ за это время ухудшился на 26%.

Ничего подобного не было в самой сложной из подобных ситуаций в предыдущие годы. Даже во время монетизации льгот молодая тогда партия «Единая Россия» нарастила свой результат относительно КПРФ на 12%.

С одной стороны, можно предположить, что повышение пенсионного возраста на пять лет и перспективы «смерти на рабочем месте» вызывают куда большую тревогу у народа, чем замена натуральных льгот деньгами в 2005 г.

Но дело, разумеется, не только в этом. Фактически, 2004-2005 год – это время больших надежд народа на Путина. Тогда, за свой первый срок Путин смог обеспечить стране относительную «стабильность», хотя и на низком уровне. В это время многие связывали с ним надежды на улучшение ситуации. Это доверие народа к еще молодому и подающему надежды президенту политтехнологи власти в начале 2000-х умело перенаправили и на образ партии «Единая Россия». В период укрепления государственности и роста цен на нефть большая часть народа была готова простить правящей партии даже монетизацию льгот. Эта реформа не прервала восходящий рост рейтингов президента и «ЕР» в те годы.

К 2018 г. Россия с небольшими передышками уже 10 лет находится в экономическом кризисе, который сильно усугубился в последние 4 года. Уровень жизни людей падает все это время. Глубина этого кризиса такова, что все понимают: даже резкий рост цен на нефть или иные краткосрочные факторы не помогут пройти этот кризис, а могут лишь затянуть его развязку. Кроме того, с 2014 года Россия находится под постоянно усиливающимися санкциями США, Британии и многих примкнувших к ним стран. Экономическое давление на страну возрастает, а политическая обстановка все эти годы – крайне напряжённая. Перспектив «разрядки» международных отношений – никаких. При этом, шансы современной РФ уйти от полной встроенности в экономику, выстроенную элитами США, и перейти к самостоятельной финансовой и экономической политике – более, чем спорны. Без этого же санкции рано или поздно разрушат экономику России.

К тому же, очевидно, в народе накопилась большая усталость как от партии «Единая Россия», так и от Путина за 18 лет его правления. Его лидерский потенциал ослаблен, хотя, понятно, далеко не исчерпан. Однако, сегодня мало ктоожидает от него существенного улучшения ситуации. Надежды же на «стабильность» срабатывали лишь в лучшей экономической ситуации. Стабильность на том уровне, который мы получим после пенсионной реформы, явно не устраивает народ.

Итак, кратко:

1. Пенсионная реформа вместе с нарастанием внешней изоляции и ухудшением социально-экономического положения – это новый, более серьезный, чем все предыдущие, кризис путинской системы управления. Показатели падения электоральной поддержки «Единой России» — рекордные, даже по сравнению с монетизационным кризисом 2005 года.

2. Обсуждаемый политологами «транзит власти», связанный с возможным уходом Путина «в тень» или на роль «некоего Дэн Сяопина», будет проходить в ситуации, когда его возможность привести к власти своего «преемника» — не очевидна. Хотя верхушечные решения типа новой федерации России и Белоруссии с новой иерархией руководства вполне возможны.

3. Ситуация не имеет аналогов в 2000х годах. Если и есть какие-то аналогии в новейшей истории России, то, похоже, наиболее подходящая из них – 1998-1999 – дефолт 1998 года и последующий уход Ельцина с существенной трансформацией всей системы управления страной.

Подготовили:
Д.А. Стрелков, зав. сектором

Н.Ю. Волков, зам. зав. Отделом ЦК КПРФ

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, Секретарь ЦК КПРФ, член Президиума ЦК

Что «круче» — монетизация льгот или пенсионная реформа: сравнение электоральных результатов КПРФ и «ЕР» в 2005 г. и 2018 гг.