А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ. Методика – А.Н.Васильцовой. Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Наши аналитики ежедневно подсчитывают продолжительность освещения деятельности четырёх парламентских партий (КПРФ, «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР) в новостных и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также ведут хронометраж синхрона (прямой речи) представителей этих партий. Эфир телеканала «Россия-24» не учитывается при подсчёте. Данные анализируются и обобщаются по недельным отрезкам.

Для удобства анализа вводится раздельное представление хронометража партийной представленности:

А) в новостном телеэфире

Б) в политических ток-шоу и авторских программах.

Объём суммарного политического телеэфира в течение анализируемого периода различался по продолжительности следующим образом (График 1).

График 1

Общий объём политического эфира, январь – июнь 2018 г.

Основной рост политической активности в первом полугодии 2018 года пришёлся на май и февраль. В мае состоялась инаугурация Президента и формирование нового Правительство. В феврале рост политической активности был обусловлен пиком Президентской избирательной кампании.

А) Структура политического эфира в новостных передачах

В первом полугодии 2018 года в новостных выпусках на пяти федеральных телеканалах четырём парламентским партиям было предоставлено 32 часа 44 минуты эфирного времени (Таблица 1).

Таблица 1

Структура суммарного новостного партийного эфира, I полугодие 2018 г.

Партия Продолжительность эфира, мин % Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, мин %
КПРФ 761 38,8 227 27,9
«Единая Россия» 659 33,6 295 36,3
ЛДПР 472 24,0 248 30,5
«Справедливая Россия» 71 3,6 43 5,2

В новостных выпусках «Единая Россия» получила 10 часов 59 минут эфирного времени, что составило 34% общего эфира. На долю ЛДПР пришлось 24% эфира. «Справедливую Россию» показывали 4% от суммарной продолжительности политических телепередач.

Коммунистической партии досталось 12 часов 41 минута или 38% эфира, что больше, чем было предоставлено любой другой парламентской партии (График 2).

График 2

Структура суммарного новостного партийного эфира, I полугодие 2018 г.

Что касается синхрона (прямой речи) партийцев, то его структура иная: единороссам было предоставлено 36% новостного синхрона, либерал-демократам – 31%, справороссам – 5%.

Коммунистам досталось 3 часа 47 минут эфирного времени, или 28%, что в на 1/5 меньше, чем «единороссам» и на 21 минуту меньше, чем либерал-демократам (График 3).

График 3

Структура суммарного новостного партийного синхрона, I полугодие 2018 г.

Рассмотрим распределение новостного эфирного времени на пяти федеральных телеканалах (Таблица 2):

Таблица 2

Структура эфирного времени федеральных телеканалов

Телеканал КПРФ «ЕР» «СР» ЛДПР
«Первый» мин 168 168 16 105
% 37 37 3 23
«Россия» мин 271 137 28 174
% 44 22 5 28
НТВ мин 83 77 5 49
% 39 36 2 23
ТВЦ мин 138 249 19 110
% 27 48 4 21
Рен-ТВ мин 102 28 2 35
% 61 17 1 21

В первом полугодии 2018 года доля Компартии в общем новостном эфире колебалась в пределах от 27% (на ТВЦ) до 61% (на Рен-ТВ).

«Единой России» наибольшее количество эфирного времени было выделено на ТВЦ (48%). «Справедливая Россия» заняла наибольшую долю эфира на «России» (5%). ЛДПР также отдал предпочтение «Россия» (28%) (График 4).

График 4

Структура новостного эфира федеральных телеканалов, I полугодие 2018 г.

Новостной синхрон федеральные телеканалы распределяли следующим образом (Таблица 3):

Таблица 3

Структура суммарного синхрона федеральных телеканалов

Телеканал КПРФ «ЕР» «СР» ЛДПР
«Первый» мин 43 74 9 55
% 24 41 5 30
«Россия» мин 101 64 17 105
% 35 22 6 37
НТВ мин 17 25 3 22
% 26 37 4 33
ТВЦ мин 47 126 11 54
% 20 53 5 22
Рен-ТВ мин 18 7 2 13
% 46 17 4 33

Максимальную долю суммарного синхрона коммунистам выделил Рен-ТВ (46%), минимальную – ТВЦ (20%).

На всех федеральных каналах, кроме Рен-ТВ, либерал-демократы получили больше эфирного времени для представления своей позиции, чем коммунисты. Так, наибольшую долю времени для синхрона представители ЛДПР получили на «России» и НТВ (37 и 33%). «Единая Россия» заняла первое по освещению место, обогнав и ЛДПР, и КПРФ на «Первом», НТВ и ТВЦ (41,37 и 53%). Доля представителей «Справедливой России» в эфире колебалась от 4 до 6%. (График 5)

График 5

Структура новостного синхрона федеральных телеканалов, I полугодие 2018 г.

Б) Структура политического эфира в аналитических телепрограммах и политических ток-шоу

Проводится анализ следующих аналитических передач: «Вечер и Воскресный вечер с В. Соловьёвым», «Поединок с В. Соловьёвым», «Специальный корреспондент», ток-шоу «60 минут» на «России», «Политика» и «Познер» на «Первом», «Постскриптум» на ТВЦ, «Большинство» и «Список Норкина» на НТВ.

По техническим причинам в подсчёте не учитываются такие аналитические передачи и ток-шоу, как «Первая студия» и «Время покажет» «Первого канала», «Право голоса» и «Право знать» ТВЦ, «Место встречи» НТВ и др.

В I полугодии 2018 года на пяти федеральных телеканалах были проанализированы 336 аналитических телепередач. В общей сложности, представители политических партий выступили в них 657 раз. В анализируемой совокупности авторских программ и ток-шоу четырём парламентским партиям было предоставлено 97 часов 27 минут эфирного времени (Таблица 4).

Таблица 4

Структура суммарного партийного эфира в авторских телепередачах,

I полугодие 2018 г.

Партия Продолжитель-ность эфира, мин % Продолжитель-ность синхрона (прямой речи) партийцев, мин % Кол-во участников
«Единая Россия» 2834 48,5 2057 49,5 339
«Справедливая Россия» 1127 19,3 820 19,7 139
КПРФ 1064 18,2 716 17,2 116
ЛДПР 821 14,0 565 13,6 63

Таким образом, в авторских телепрограммах наибольшая доля эфирного времени досталась представителям «партии власти» (48,5% всего эфира и 49,5% прямой речи), 339 участников.

Второе место по объему эфира заняли представители «Справедливой России». На их долю пришлось 19,3% общего эфира и 19,7% синхрона, 139 участников.

На третьем по освещению месте – представители КПРФ (18,2% авторского телеэфира и 17,2% синхрона), 116 участников.

Последнее место по объёму эфира заняла ЛДПР (14% эфира и 13,6% синхрона), 63 участника.

Рассмотрим, кого из представителей КПРФ в какой месяц приглашали в аналитические телепередачи (Таблица 5)

Таблица 5

Участие представителей КПРФ в авторских телепередачах

Персона Общее количество приглашений Всего
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Афонин Ю. 4 6 3 6 9 7 35
Калашников Л. 6 6 5 2 7 6 32
Шаргунов С. 2 3 3 5 5 5 23
Грудинин П. 3 5 2 10
Зюганов Г. 2 3 3 1 9
Бортко В. 1 1 1 3
Новиков Д. 1 1 1 3
Ющенко А. 1 1
Итого: 16 24 18 15 24 19 116

Таким образом, в первом полугодии 2018 г. в аналитических передачах чаще других представителей КПРФ выступали Ю. Афонин (35 раз), Л. Калашников (32 раза) и С. Шаргунов (23 раза).

В первом квартале 2018 г. в время Президентской избирательной кампании в авторских программах принимал участие П. Грудинин (10 раз).

Г. Зюганов был приглашён в авторские телепрограммы девять раз, В. Бортко и Д. Новиков – по три раза, А. Ющенко – один раз.

Структура общего партийного эфира

В течение июля 2008 г. – июня 2018 г. структура общего (аналитического и новостного) партийного телеэфира менялась следующим образом.

С начала 2018 года наметилась тенденция по снижению доли «Единой России» и росту долей КПРФ и ЛДПР, выдвинувших своих кандидатов на пост Президента. Как известно, В.В.Путин шел на выборы как самовыдвиженец и власть не афишировала его связь с «Единой Россией».

Так, КПРФ получала в январе 2018 г. 27%, а в феврале уже 38%, что превысило доли всех остальных политических партий, включая долю «партии власти» (29%). Однако в марте ситуация изменилось: в суммарном политическом эфире «партия власти» вернулась на первое по освещению место (45%). Компартия при этом получила 30% эфира.

Во втором квартале 2018 года, после Президентских выборов, доля Компартии в телеэфире резко упала. Так, в апреле она составила всего 11% (у «ЕР» была 53%), в мае 15% (у «ЕР» 57%) — оба месяца КПРФ занимала последнее по освещению место. В июне Компартия оказалась на втором по освещению месте (20% эфира), «Единая Россия» при этом получила 44% эфирного времени (График 6):

График 6

Динамика суммарного партийного эфира, июль 2008 г. – июнь 2018 г.

Что касается рейтинга партий по медиаиндексу, то он выглядит следующим образом (таблица 6).

Таблица 6

Рейтинг по медиаиндексу

Партия / Медиаиндекс январь февраль март апрель май июнь
КПРФ 12381 19824 17268 6483 12601 8416
«Единая Россия» 5865 4728 7078 8475 17696 9121
«Справедливая Россия» 1252 2129 2399 3263 5983 4124
ЛДПР 16470 18426 13532 6141 10858 4852

Некоторые выводы

Первое полугодие 2018 года прошло под знаком Президентской избирательной кампании. В первом квартале года «Единая Россия» значительно снизила свою долю присутствия в телеэфире, так как власти не хотели ассоциировать кандидата-самовыдвиженца Путина с «Единой Россией». Однако во втором квартале наверстала упущенное, вновь вырвавшись на первое по освещению место.

  • В суммарном новостном эфире лидировала КПРФ, так как в период президентской кампании «Единую Россию» не выпячивали в телерадиоэфире, чтобы не сужать базу поддержки Путина. Поэтому КПРФ в условиях «воздержания» партии «Единая Россия» от активности в период президентской кампании досталось 38% всего эфира, тогда как «Единой России» 34%, ЛДПР 24%, «Справедливой России» 4%.
  • Примечательно, что в синхроне новостного эфира КПРФ заняла скромное третье место. Компартия получила 28% времени для выступлений, тогда как «партия власти» 36%, а ЛДПР 31%. «Справедливой России» досталось всего 5% синхрона.
  • В эфире аналитических передач лидировали представители «Единой России» (49% общего эфира, 339 участников). Второе по объёму эфира и числу приглашений место заняли представители «Справедливой России» (19% общего эфира, 139 участников). Представители КПРФ заняли третье место по числу приглашений и объёму эфира в эфире авторских телепередач (18% общего эфира, 17% синхрона, 116 участников). Либерал-демократы оказались на последнем по числу приглашений и объёму эфира месту (14%, 63 участника).
  • Из представителей Компартии в эфир авторских передач в первом полугодии 2018 г. чаще всего приглашались Ю. Афонин, Л. Калашников и С. Шаргунов (35,32 и 23 раза соответственно). Лидер партии Г. Зюганов принял участие в аналитических передачах девять раз. В. Бортко и Д. Новиков приглашались по три раза, А. Ющенко – один раз. В период избирательной кампании, в первом квартале 2018 года, в авторских телепередачах принимал участие П. Грудинин (десять раз).
  • Если рассмотреть суммарный политический эфир (новостной и аналитический), то в нём лидирует «Единая Россия» (45%). При этом КПРФ было предоставлено 23% эфира, ЛДПР 17%, «Справедливой России» 15% эфирного времени.
  • В течение первого полугодия 2018 года доля Компартии в зависимости от месяца менялась следующим образом: 27% в январе, 38% в феврале, 30% в марте, 11% в апреле, 15% в мае и 20% в июне. Т.е. КПРФ получала наибольшую долю внимания телеканалов в период избирательной кампании, однако это внимание в большой степени носило негативный характер.
  • Подводя итоги, можно отметить, что в первом полугодии 2018 года Компартия заняла первое место по освещению в общем эфире новостных передач за счёт снижения представленности в период президентской кампании (выпячивался «беспартийный» самовыдвиженец Путина), а также за счеит негатива, полученного во время избирательной кампании кандидатом КПРФ П.Н.Грудининым. Кстати, в синхроне новостных передач прямая речь представителей КПРФ была представлена по объему только на третьем месте.. В аналитических программах КПРФ также занимает третье по освещению место, уступая «Единой России» и «Справедливой России». В суммарном политическом эфире (новостных и авторских программ) Компартии досталось второе по освещению место.

Исполнитель исследования:

А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.

Методика – А.Н.Васильцова

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России

Хронометраж партийного телеэфира («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ). Контент-анализ за I полугодие 2018 года