Центр исследований политической культуры России

Данные по социальным медиа собраны с помощью системы Youscan за период с 1 июня 2017г. по 13 октября 2017г. Для сравнения были выбраны четыре наиболее активные в социальных медиа партии: КПРФ, ЛДПР, «Яблоко» и «Единая Россия». Сбор упоминаний вёлся по ключевым фразам, включавшим в себя вариации названий политических партий и упоминание муниципальных выборов.

  1. Общая картина

На графиках 1-3 показано количество сообщений, их динамика в период с 1 июня 2017г. по 13 октября 2017г. и тональность.

График 1.

Количество упоминаний партий с 01.06 по 13.10.2017

Как можно видеть, больше всего упоминались КПРФ и Яблоко. ЛДПР и «ЕР» отстают от лидеров по упоминаемости почти в 3 раза.

График 2.

Динамика упоминаний партий с 01.06 по 13.10.2017

Если анализировать динамику упоминаемости партий, то пик пришел на период подведения итогов голосования. С середины июня по середину июля по упоминаемости доминировала КПРФ. Во второй половине июля инициативы общественного дискурса перехватило Яблоко. В августе-первой половине сентября по-прежнему доминировала КПРФ, однако наблюдались локальные пики упоминаемости у Яблока и ЛДПР. В период голосования и анализа его результатов Яблоко получила как минимум половину всех упоминаний. В начале октября КПРФ и Яблоко имели схожий уровень упоминаемости, но с середины октября доминировать стало Яблоко.

Таким образом, КПРФ в среднем доминировала с июня по первую половину сентября. Упоминаемость Яблока носит не стохастический характер, как у других партий, а предсказуемый, так как информационные всплески наблюдались в серединах июля, августа, сентября и октября. Наиболее вероятно, что это связано с платным вовлечением пользователь в обсуждение Яблока, как посредством ботов, так и благодаря активной рекламной кампании.

Не зафиксированы и большие различия в тональности упоминаний партий (см. график №3). Доля негативной информации у ЛДПР и КПРФ – на уровне 20 %, а ЕР и Яблока – 15-17%. В сравнении с другими партиями более позитивная информация была зафиксирована в постах про кандидатов «Яблока» и «Единой России». Но различия не принципиальные.

График 3.

Тональность упоминаний партий с 01.06 по 13.10.2017

Также следует обратить внимание на данные, собранные за период с 4 по 17 сентября 2017г, то есть за неделю до дня голосования и неделю после объявления результатов.

График 4.

Количество упоминаний партий с 04.09 по 17.09.2017

Как видно, здесь уже ощутимо первенство сообщений о кандидатах партии «Яблоко». КПРФ имеет суммарно больше упоминаний, чем «ЕР» и «ЛДПР», но немного отстает от Яблока.

График 5.

Динамика упоминаний партий с 04.09 по 17.09.2017

Динамика упоминаний показывает «всплеск» публикаций о «ЕР» в день голосования, когда упоминаемость «Яблока» упала даже ниже уровня ЛДПР. Примечательно, что КПРФ и ЛДПР показали в день голосования упоминаемость не более чем в 3-5 раз превышающий средний уровень с начала сентября, тогда как «ЕР» и Яблоко продемонстрировали всплеск в более чем в 10 раз.

График 6.

Тональность упоминаний с 04.09 по 17.09.2017

Как видно, какого либо принципиального количественного и качественного разрыва в «валовых» показателях агитации в соцсетях у КПРФ и «Яблоко» не замечено.

Помимо простого количества сообщений и их тональности сравним количество уникальных авторов, среднее количество созданных ими постов (увлеченность) и общее количество лайков, комментариев и репостов под каждым из постов (вовлечение). Для удобства восприятия данные будут представлены в Таблице 1 и графиках 6-9.

Таблица 1.

Количество уникальных авторов постов с упоминанием одной из партий, их увлеченность и общее вовлечение пользователей социальных медиа.

Партия Уникальных авторов Увлеченность Вовлечение
КПРФ 4286 1.8 2887
ЛДПР 1977 1.3 1101
Единая Россия 1702 1.4 394
Яблоко 4428 1.7 7729

У КПРФ и «Яблока» примерное одинаковое количество уникальных авторов в соцсетях, призывающих голосовать за эти партии (более 4 тыс.), однако пользователи Яблока смогли распространить агитационные материалы для большего количества пользователей. С аналитической точки зрения это можно объяснить тем, что у КПРФ более возрастная аудитория, у которой в среднем меньше друзей-подписчиков на странице по сравнению с более молодой аудиторией Яблока, однако данные анализа этого не подтверждают. Наиболее вероятно, что Яблоко использовала платное продвижение своей агитации через популярных пользователей соцсетей.

График 7.

Количество уникальных авторов

Каждый автор написал минимум по два поста про эти партии (см. график 8).

График 8.

Увлеченность авторов

Тем не менее, посты с агитацией Яблока увидели 7.7 тыс. пользователей, тогда как с агитацией КПРФ – лишь 2.9 тыс. Крайне низкое вовлечение пользователей «ЕР» можно объяснить использованием ботов, автоматически распространяющих материалы.

График 9.

Вовлечение пользователей социальных медиа

  1. Детальный разбор информационного поля каждой партии

Для анализа будут использоваться данные собранные за период с 1 июня по 13 октября 2017г.

  • КПРФ

Рассмотрим представленность в соцсетях КПРФ и ее кандидатов в контексте московских муниципальных выборов.

График 10.

Динамика количества упоминаний в соц. медиа

Количество упоминаний о КПРФ достаточно стабильное. Резкий всплеск наблюдается только в день голосования. В среднем за неделю КПРФ упоминалась около 200 раз.

График 11.

Распределение количества упоминаний по источникам


По сравнению с другими партиями, КПРФ намного чаще упоминалась в Одноклассниках (11.8% упоминаний против 10.7% у «ЕР», 8% у Яблока и 6.7% у ЛДПР), а также в Твиттере (9.1% против 6.1% у «ЕР», 5.9% у Яблока, и 5.1% у ЛДПР).

График 12.

Тональность упоминаний по источникам

О КПРФ по сравнению с другими партиями лучше отзывались на Одноклассниках и платформе Google+. В целом преобладающее число упоминаний носят нейтральный информационный характер. Высокий уровень негативна в Живом Журнале – общий тренд для всех партий.

График 13.

Распределение авторов сообщений по полу

Как ни странно, половозрастная структура авторов постов обо всех партиях за исключением ЛДПР практически одинаковая.

График 14.

Распределение авторов сообщений по возрасту

Среди авторов постов о КПРФ преобладают пользователи старше 45 лет.

ЛДПР

Количество упоминаний о ЛДПР достаточно стабильное. Резкий всплеск наблюдается только в день голосования. В среднем за неделю КПРФ упоминалась около 70-100 раз.

График 15.

Динамика количества упоминаний в соц. медиа

По сравнению с другими партиями, ЛДПР намного чаще упоминалась в других источниках: мелких сайтах и форумах (12.3% упоминаний против 8.7% у КПРФ, 6.7% у Яблока и 5.8% у «ЕР»).

График 16.

Распределение количества упоминаний по источникам

О ЛДПР по сравнению с другими партиями лучше отзывались на видеосервисе Youtube, в целом благодаря приколам о лидере партии В.В. Жириновском.

График 17.

Тональность упоминаний по источникам

Примечательно, что среди авторов постов ЛДПР большее количество сообществ по сравнению с другими партиями, что говорит об использовании рекламы в пабликах, популярных у молодежи, для продвижения постов. Благодаря этому ЛДПР имеет самую молодую аудиторию, обгоняя Яблоко.

График 18.

Распределение авторов сообщений по полу

Пользователей старше 45 лет практически в 2 раза меньшев, чем молодежи (25-35) в структуре авторов ЛДПР.

График 19.

Распределение авторов сообщений по возрасту

В целом это связано с тем, что агитация ЛДПР выполнена в вызывающей форме, часто с использованием образа В.В. Жириновского, которая больше импонирует молодым людям.

  • Единая Россия

Количество упоминаний о «ЕР» находится на низком уровне. Резкий всплеск наблюдается только в день голосования, высокий уровень упоминаний также после голосования. В среднем за неделю «ЕР» упоминалась лишь 10-30 раз.

График 20.

Динамика количества упоминаний в соц. медиа

По сравнению с другими партиями, «ЕР» намного чаще упоминалась в сервисе обмена фотографиями Instagram (2.8% упоминаний против 1.8% у ЛДПР).

График 21.

Распределение количества упоминаний по источникам

О «ЕР» по сравнению с другими партиями лучше отзывались на в фотосервисе Instagram, что связано преимущественно с использованием административного ресурса при открытии публикации фотографий новых детских площадок, футбольных полей, школ и т.д.

График 22.

Тональность упоминаний по источникам

Среди авторов постов о «ЕР» большее мужчин старше в возрасте от 45 по 59 лет.

График 23.

Распределение авторов сообщений по полу

В целом возрастная структура авторов «ЕР» не сильно отличаетcя от КПРФ и Яблока.

График 24.

Распределение авторов сообщений по возрасту

  • Яблоко

Количество упоминаний о «ЕР» находится на низком уровне. Резкий всплеск наблюдается только в день голосования, высокий уровень упоминаний также после голосования. В среднем за неделю «ЕР» упоминалась лишь 10-30 раз.

График 25.

Динамика количества упоминаний в соц. медиа

Яблоко по сравнению с другими партиями намного чаще упоминается на Facebook, где преобладает либеральная аудитория.

График 26.

Распределение количества упоминаний по источникам

Несмотря на общую поддержку либеральной аудитории, в Facebook часть упоминаний носит негативный характер. Кроме того, большое количество нейтральных информационных материалов деятельности Яблока посвятил портал politcom.ru.

График 27.

Тональность упоминаний по источникам

Среди авторов Яблока по сравнению с другими партиями чаще встречаются женщины старше 45 лет.

График 28.

Распределение авторов сообщений по полу

Общая возрастная структура авторов Яблоко не отличается от КПРФ и «ЕР», но практически противоположна аудитории ЛДПР, где преобладают молодые люди от 25 до 34 лет.

График 29.

Распределение авторов сообщений по возрасту

Для лучшего понимания феномена выхода «Яблока» на первое место по количеству упоминаний непосредственно во время публикации результатов выборов следует выделить упоминания, имеющие наибольшее количество дублей (копий сообщения в других социальных медиа и/или других аккаунтах одного социального медиа).

Таблица 2.

ТОП-5 сообщений по количеству дублей

Автор Дата Ссылка Часть текста Кол-во репостов
Григорий Явлинский 8.09 https://www.facebook.com/yavlinsky.yabloko/videos/vb.143402529086246/1561703317256153/?type=2&theater Москве состоятся муниципальные выборы. Партия «Яблоко» вместе с Дмитрий Гудков выдвинула на эти выборы около тысячи человек, новых политиков, которым небезразлично будущее нашей страны. Приходите в воскресенье на выборы и проголосуйте за перемены, за новые лица в российской политике, за свое будущее! 122
Ярослав Никитенко 8.09 https://www.facebook.com/100001086157118/posts/1501394423240082 За кого голосовать на выборах муниципальных депутатов в Москве

10 списков независимых кандидатов, за которых нужно проголосовать на выборах 10 сентября:

71
Максим Болотин 11.09 https://www.facebook.com/100005063021885/posts/834618050050288 Партия Яблоко Друзья, вы выиграли московские выборы! Спасибо всем москвичам, мы будем защищать ваши интересы. По данным на 8 утра МСК, «Яблоко» на муниципальных выборах в Москве получило 181 депутатский мандат в 51 районе. В Гагаринском районе, где голосовал президент Путин, все 12 депутатов совета – представители «Яблока». 69
Sergei S. 11.09 https://twitter.com/bbcrussian/status/907018349074411520 «Яблоко» заявило о победе на муниципальных выборах на участке Путина http://bbc.in/2ePbjsO 38
Zhan Peskov 11.09 https://www.facebook.com/100000339210781/posts/1574644855890140 «Яблоко» выиграло муниципальные выборы в Москве 11 сентября. Пресс-релиз «Яблоко» выиграло муниципальные выборы в Москве Партия получила 181 мандат в 51 районе столицы 34

Как видно из таблицы 2, основное количество упоминаний было опубликовано 8 сентября. Григорий Явлинский опубликовал видеообращение к избирателям Москвы, а либеральная аудитория Facebook активно это сообщение распространила.

11 сентября, в день оглашения результатов выборов сторонники либеральных реформ также поздравляли друг друга с победами в центральных районах Москвы.

  1. Выводы

Благодаря анализу медиа-активности в соцсетях можно сделать следующие выводы.

  1. На протяжении большей части избирательной кампании доминировала КПРФ. Фрагментарные пики Яблока связаны с активными платными продвижениями, главным образом, в Facebook.
  2. На протяжении избирательной кампании КПРФ и Яблоко имели схожее количество уникальных авторов, которые в среднем совершали 2 действия в соцсетях. Однако пользователи Яблока обладали большей базой подписчиков, что позволило вовлечь большее количество людей. Это связано как с большей сплоченностью либеральной аудитории в Facebook, так и с активным платным продвижением у популярных пользователей.
  3. Аудитория КПРФ больше всего представлена в Одноклассниках и Твиттере. «Единая Россия» наиболее активна в Instagram, тогда как ЛДПР вовлекает больше пользователей на Youtube благодаря видео-приколам с В.В. Жириновским. Высокая медиа-активность Яблока связана прежде-всего с аудиторией на Facebook.
  4. Аудитория «ЕР», КПРФ и, как ни странно, Яблока – старшее поколение старше 45 лет. В то время, как аудитория ЛДПР – молодежь в возрасте от 25 до 34 лет.
  5. Всплески упоминаемости Яблока связаны с действиями сторонников партии на Facebook 8 и 11 сентября.

Для повышения конкурентоспособности КПРФ на выборах необходимо, во-первых, выработать инструменты мобилизации электората, а, во-вторых, проводить активные рекламные акции в соцсетях, где преобладают сторонники партии (Одноклассники).

Материал подготовили: Александр Егоров, Юрий Болконский.

Отв. за выпуск – доктор политических наук Сергей Обухов

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России

Отражение муниципальных выборов 2017 года в Москве в социальных медиа: КПРФ vs либералы