Пресс-служба ЦК КПРФ по материалам Lenta.Ru

Бесплатно получить участок земли площадью один гектар на Дальнем Востоке уже может любой россиянин. С 1 февраля стартовал третий этап реализации соответствующего закона.

Получить землю можно будет лишь однажды, свободный от прав третьих лиц и находящийся в свободном обороте участок предоставляется на пять лет. Если за это время он будет освоен, его можно будет арендовать или оформить в собственность. Разрешенные виды использования — индивидуальное жилищное строительство, сельхоздеятельность, туризм и еще ряд направлений.

Оформить заявку на «дальневосточный гектар» необходимо через сайт «НаДальнийВосток.рф», в многофункциональных центрах (МФЦ) или через муниципальные власти.

Планируется, что вступившие в проект граждане смогут покупать такие необходимые для обустройства предметы, как сруб, теплица, мелкая сельхозтехника и другие, в кредит по льготной ставке 8 процентов сроком на пять лет. Как рассказали в пресс-службе Минвостокразвития, соответствующую программу поддержки разрабатывают Фонд развития Дальнего Востока вместе с Почта Банком.

В министерстве также сообщили, что существует также возможность получения гранта для фермерства, квоты на древесину для строительства собственного дома, микрозайма, агротехники в лизинг и др.

За восемь месяцев действия закона подано около 36 тысяч заявок от желающих получить бесплатный гектар. Почти 4,3 тысячи участков уже выделено и еще более 3,7 тысячи находятся на стадии заключения договора.

Закон о «дальневосточном гектаре» вступил в силу 1 июня 2016 года. Сначала правом безвозмездного получения земли были наделены лишь жители некоторых муниципальных образований Дальнего Востока, с 1 октября 2016 года это стало возможным для всех проживающих в регионе россиян, а с 1 февраля — для любого гражданина страны.

Какие минусы действующего закона о дальневосточном гектаре до сих пор не устранены, несмотря на то, что были обнаружены еще в 2015 году. Что предлагали законопроекты, рассматриваемые в Госдумой в то же время

Тогда, 18 декабря 2015 года в Государственной Думе прошло рассмотрение сразу 4 законопроектов, так или иначе связанных с выделения гражданам земельных участков площадью в 1 гектар:

1. Правительственный законопроект № 930602-6 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный по поручению президента.

2. Законопроект КПРФ № 555205-6 «О Родовых поместьях и Родовых поселениях в Российской Федерации» , разработанный на основании инициативы граждан, получившей на проекте КПРФ « Народная инициатива» более 20 000 голосов граждан, необходимых для его внесения в Госдуму.

3. Законопроект СР («Справедливой России») № 920244-6 «О земле (О единоразовом безвозмездном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков)».

4. Законопроект ЛДПР № 269542-6 «О Родовых усадьбах».

Как не трудно догадаться, принят в первом чтении был только правительственный вариант. Собственно из-за него и проходило рассмотрение остальных законопроектов как альтернативных, в т.ч. очень давно внесенных в Думу проектов КПРФ и ЛДПР.

Стоит особо подчеркнуть, что для КПРФ вопрос о том, какой из законопроектов станет в конечном счете законом, отнюдь не сводился к поддержке своих законотворцев: существует принципиальная разница между обозначенными 4 законопроектами.

Итак, какие же основные недостатки законопроектов правительства, СР и ЛДПР? Речь идет именно о существенных недочетах, мелкие помарки в данном материале рассматриваться не будут.

Законопроект правительства «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает выделение земли только на территории Дальневосточного федерального округа.

Подробности о том, что даже не всего округа, а в отдаленных от крупных населенных пунктов местах (« более 10 километров от границ населенного пункта с численностью населения более 50 000 человек, либо на расстоянии более 20 километров от границ населенного пункта с численностью населения более 300 000 человек »), не столь уже важны, т.к. гражданам необходимо дать свободу выбора места создания Родовых поместий и Родовых поселений, многие стараются придерживаться мест рождения.

Подобная свобода выбора дается законопроектом КПРФ, кроме городов федерального значения, где земли по понятным причинам не должны предоставляться.

Еще одним существенным недостатком правительственного законопроекта является неопределенная площадь предоставляемого гражданину земельного участка (« площадь земельного участка не превышает 1 гектара»).

В правительстве до сих пор игнорируют особенности мировоззрения сторонников идеи Родовых поместий и, в частности, отказываются понимать, что у многих из них уже давно готовы тщательно проработанные проекты Родовых поместий, а создание желаемой ими экосистемы затруднительно на меньшей площади.

Законопроектом КПРФ прямо предусматривается, что « площадь земельного участка должна быть не менее одного гектара ». Установка верхней планки (« не более одного гектара десяти соток ») – вынужденная мера, без которой, к сожалению, невозможно при существующем сегодня в России уровне коррупции.

В качестве связанного с указанной бедой России минуса правительственного законопроекта необходимо отметить, что, согласно его положениям, « по истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданин имеет право по своему выбору получить земельный участок в аренду или безвозмездно в собственность ».

Приходится констатировать, что предоставление земельных участков в собственность неминуемо приведет к чиновничьей вакханалии по продаже лакомых кусочков народного достояния, раздолью спекулянтов и нарушению ключевых принципов создания Родовых поместий и Родовых поселений.

Сказанное характерно как Дальнего Востока, хотя и в меньшей степени, так и для остальной России.

При этом важно подчеркнуть, что введение многочисленных ограничений права собственности (начиная от запрета на раздел земельных участков или, наоборот, их массовую скупку одним лицом и заканчивая ограничением возможностей распоряжения землей типа ее заклада, сдачи в аренду и т.п.) противоречит фундаментальным принципам института собственности и попросту бессмысленно.

Для целей создания Родовых поместий идеально подходит пожизненное наследуемое владение. Оно также защищает землю от произвольного изъятия, как и собственность, но делает ее неинтересной для коррумпированного чиновничества и аферистов.

Законопроектом КПРФ предусматривается предоставление земельных участков именно на праве пожизненного наследуемого владения также потому, что чрезвычайно важно сохранить Родовые поместья от дробления .

На сегодняшний день пожизненное наследуемое владение как вещное право, применяемое только в отношении земельных участков, уже не используется, и в этой связи, ограничить их наследование (в целях предотвращения раздела поместий), не нарушив его существенных признаков, гораздо легче, чем пытаться ограничить право собственности, любые посягательства на которое многими воспринимается в штыки.

Отдельно стоит отметить, что, согласно положениям законопроекта правительства, « земельный участок может быть предоставлен для осуществления любой не запрещенной законом деятельности независимо от его принадлежности к той или иной категории земель ». Иными словами, на участке запросто может появится, например, многоэтажный жилой дом или завод, химическая лаборатория или испытательный полигон…

Законопроектом КПРФ предусматриваются как ограничения, характерные для земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, так и специальные ограничения: допускается возведение зданий, строений и сооружений, занимающих в совокупности не более 10% территории Родового поместья, а также запрещается возведение более 3 этажей жилых домов на их территории.

Кроме того, отдельно предусматривается, что « в целях сохранения естественной природы и ее богатств в интересах нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации, обеспечения благоприятных экологических условий для ведения гражданами сельского хозяйства, защиты природных комплексов Родовых поместий от неблагоприятных техногенных воздействий и обеспечения права граждан на жилище в благоприятной окружающей среде, а также в иных целях, соответствующих законодательству Российской Федерации, в Родовых поселениях могут устанавливаться зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов ».

Из всего вышесказанного следует вывод, что законопроект правительства подготовлен не для реализации идеи создания Родовых поместий и Родовых поселений в Российской Федерации.

Законопроект СР «О земле (О единоразовом безвозмездном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков)» во многом имеет те же недостатки, что и правительственный.

В нем также предлагается предоставлять землю на праве безвозмездного пользования сроком на 5 лет, после чего оформлять в собственность (или оставлять в безвозмездном владении — по выбору), также не определяется минимальный размер участка (указывается лишь, что площадь земельного участка составляет « до ста соток », при этом установление критериев определения размера возложено на правительство) и т.д.

Однако самым серьезным недостатком законопроекта СР является то, что право на безвозмездное получение земельного участка имеет лишь ряд узких категорий граждан. Большинство сторонников идеи Родовых поместий в силу возраста еще не имеют таких заслуг перед отечеством, как ветераны и лица, имеющие государственные награды, не накопили трудовой стаж в особо важных отраслях от 10 до 30 лет, еще не являются многодетными семьями (ведь для рождения ребенка желательно уже жить в экологически чистом Родовом поместье) и, к счастью, не являются инвалидами Iгруппы или инвалидами вследствие военной или трудовой травмы.

Законопроект ЛДПР «О родовых усадьбах» намного лучше согласуется с идеей создания Родовых поместий, однако его положения грубо нарушают имеющиеся нормы и принципы права, ломают действующие правовые механизмы и институты. Создается впечатление, что истинный автор законопроекта не имел необходимых познаний в области юриспруденции и не владел законотворческой техникой, а депутаты ЛДПР, в свою очередь, абсолютно не преследовали цель его принятия.

Не имеет смысла перечислять несчетные правовые коллизии, которые бы мог создать законопроект в случае его принятия. Согласно документу, например, « каждый гражданин Российской Федерации вправе владеть, пользоваться, распоряжаться Родовой усадьбой и передавать его по наследству независимо от того, на каком праве уполномоченным органом ему предоставлен данный земельный участок ».

Стоит отметить, что отдельный законопроект, внесенный ЛДПР и предусматривающий изменения в законодательство Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О Родовых усадьбах», нисколько не снимает острого противоречия предлагаемых норм с действующим законодательством.

Проблема заключается отнюдь не в новизне правоотношений, которая, теоретически, могла быть не понята и не принята сторонниками сложившегося порядка, а в том, что предлагаемые нормы права не складываются в достаточно точные, конкретные и непротиворечивые правовые механизмы, при этом не устраняют уже имеющиеся, с которыми входят в прямое противоречие.

Законопроект призван просто понравиться сторонникам идеи Родовых поместий. Поэтому им предусматриваются желанные для них, но совершенно нереалистичные либо банально не проработанные должным образом положения, например, о том, что земельные участки, предоставленные гражданам для обустройства Родовых усадеб, не подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, конфискация земельного участка и имущества Родовой усадьбы не допускается, как и обращение взыскания на земельный участок и имущество Родовой усадьбы по обязательствам гражданина и членов его семьи, а принудительное прекращение прав на земельные участки Родовых усадеб, за исключением случаев, установленных законопроектом, не допускается…

Важно понимать, что подобные нормы (даже если бы они были проработаны юридически и не входили в прямое противоречие с действующим законодательством, в т.ч. сколь угодно радикально меняя его) соответствуют пожеланиям не только сторонников идеи Родовых поместий, но и, к сожалению, также криминалитета, который наворованные деньги и имущество всецело стал бы вкладывать в «Родовые усадьбы» (согласно определению, данному в законопроекте, замаскировать что угодно под Родовую усадьбу не составляет труда), которые пользуются абсолютным иммунитетом от изъятия, конфискации и обращения на них взыскания даже в рамках уголовного права.

Приведенного примера должно быть достаточно для формирования представления о законопроекте ЛДПР, поэтому каждое из многочисленных абсурдных положений здесь разбирать нет смысла. Едва ли стоит подробно описывать и то, насколько определения понятий, используемых в законопроекте, лишены необходимой юридической строгости.

Приходится констатировать, что депутаты ЛДПР, подписавшие законопроект, не выполнили главной своей задачи: не перевели документ с языка общественной инициативы на язык проекта федерального закона.

Таким образом, единственный законопроект, которой предлагает должное регулирование общественных отношений, связанных с созданием и развитием Родовых поместий и Родовых поселений в Российской Федерации, был подготовлен и внесен КПРФ.

На данный момент он не получил поддержки фракции «Единая Россия» и поэтому отклонен. Несмотря на это, сама возможность долгожданного получения гектара земли, хоть и на Дальнем Востоке, что предусматривается в законопроекте Правительства, разработанном по поручению президента, была воспринята гражданами весьма положительно.

В этой связи, мы предлагаем включить в пилотный проект предоставления гектара территорию Сибири. Кроме того, высока вероятность того, что для реализации идеи предоставления Родовых поместий на всей территории России через пару лет будет повторно внесен законопроект КПРФ, но уже учитывающий опыт ДВФО .

И тогда приобретут новый облик и возродятся многочисленные деревни, массово исчезающие сегодня с карты, свыше 40 млн. гектаров не используемых сегодня сельхозземель станут ухоженными садами и огородами Родовых поместий, передающихся из поколения в поколение.

Сергей Обухов: «дальневосточный гектар» стал доступен всем гражданам России. Инициативы КПРФ подвигли власти к решению ряда проблем