Gazeta.ru

Депутаты КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым направили депутатский запрос Владимиру Путину с призывом пересмотреть принципы проводящейся реформы здравоохранения. Коммунисты считают ее не только не достигшей своих результатов, но даже губительной. Под запросом поставили свою подпись 50 депутатов.

Реформа, начавшаяся несколько лет назад, была призвана оптимизировать систему оказания медицинской помощи. Однако в 2015 года Счетная палата РФ представила результаты проверки реформы и выявила в ней целый ряд негативных факторов. Именно на эту проверку и ссылаются представители КПРФ в своем запросе. «Сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий», — пишут они Путину.

Проверка показала, что больше всего сократили врачей клинических специальностей — более 19 тыс. человек. Общее число медработников за 2014 год снизилось на 90 тыс. человек, среди них сохранился высокий уровень совместительства — 140%.

Коммунисты вслед за аудиторами из Счетной палаты подчеркивают, что фиксируемый рост средней заработной планы медработников достигнут не за счет фактического увеличения оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника (вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более).

Параллельно идет и снижение доступности качества предоставляемых услуг. По целому ряду регионов сроки ожидания оказания медпомощи превышают необходимые в два и более раз, говорится в запросе. Например, в Пензенской области было выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приема врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов».

В ряде медицинских организаций, пишут депутаты Путину, ожидание на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.

Коммунисты также ссылаются на президента Национальной медицинской палаты, директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор Леонида Рошаля, который прямо выступал против оптимизации. «Катастрофа заключается в двух проекциях: недостаточное количество врачей, их количество уменьшается из года в год, огромная нагрузка на тех врачей, которые остаются, работают на 1,5-2 ставки», — утверждает Рошаль.

В своем запросе КПРФ напоминает, что из 952 медицинских организаций за 2014-2018 годы предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В 2014 году в мероприятиях по «оптимизации» участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. А 330 потеряли свою самостоятельность.

До конца 2018 года планируется закрыть еще 15 медорганизаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники.

В результате к концу 2018 года по сравнению с 1 января 2014 года численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций — на 7,2%.

В запросе идет ссылка и на слова самого Путина из послания Федеральному собранию, где он говорит, что закрытие фельдшерско-акушерских пунктов на селе «не лезет ни в какие ворота». Только 8—10 млн граждан могут получить вне стационара лекарства, оплаченные из бюджета. «У многих просто нет средств на покупку лекарств за свой счет», — пишут коммунисты.

Самое же главное — рост смертности за 2014 год на 2,2%.

Отсюда вывод — в результате оптимизации у граждан нарушено их фундаментальное право на жизнь. «Политика сокращения персонала медицинских организаций и ликвидация самих юридических лиц является недальновидной и должна быть коренным образом переосмыслена», — считают депутаты. Они просят президента «принять меры, направленные на пересмотр принципов реформы здравоохранения в целях остановки сокращения числа медицинских организаций, врачей и мест в медицинских учреждениях, а также решения накопившихся проблем отрасли».

Они также считают, что нужно рассмотреть возможность создания системы оплаты труда медиков по профессиональным квалификационным группам и исключить «неоправданный разрыв» между доходами медработников и руководством больниц, ввести принцип реальной ответственности чиновников от медицины за здоровье населения, чтобы они думали, прежде чем проводить «необдуманные и вредные реформы».

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил «Газете.Ru», что со времени проверки Счетной палаты «ситуация не изменилась» и именно поэтому депутаты решили направить свой запрос. «Из регионов до нас по-прежнему доходят тревожные сигналы. От Москвы до самых до окраин, практически во всех регионах люди криком кричат о недопустимом сокращении объема бесплатных медицинских услуг, количества медучреждений, недоступности лекарств», — говорит Обухов.

Заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме Николай Коломейцев пояснил, что их цель — не свернуть реформу, а задать ей «другой вектор». «Есть 20 тысяч мест, где надо 50-70 км ехать, чтобы получить медпомощь, — рассказывает депутат. — Надо отвернуться от советов Мирового банка в сторону потребностей нашего населения».

«Надо прекратить оптимизацию и ликвидацию медучреждений, чтобы стационарная помощь была доступна большинству людей, — согласен заместитель комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов. — Второе — это лекарственные препараты. Их субстанции даже для отечественного производителя закупаются за рубежом. И сейчас низкоценовой сегмент страдает. Также надо повышать доступность скорой медицинской помощи. Коечный фонд сокращается и его уже не хватает для госпитализируемых». Он уверен, что урезание финансирования системы здравоохранения «к добру не приведет».

По словам Куликова, разные силы в правительстве относятся по-разному к таким мыслям депутатов. «Поэтому мы и обращаемся к Путину как к третейскому судье, чтобы он поддержал здоровую часть депутатов и общества в намерении прекратить разрушать систему оказания медпомощи», — заключает депутат.

«Наш запрос не направлен против конкретных чиновников. Мы не жаждем «крови», громких отставок и показательных порок. Но мы не можем спокойно смотреть на то, как т.н. «реформа здравоохранения» в условиях значительного сокращения финансирования медицины в прямом смысле гробит людей, сводя на нет даже те скромные демографические завоевания, которых с таким трудом удалось достичь в «сытые» 2000-е (рост продолжительности жизни, рождаемости и т.д.)», — объясняет Обухов.

Он уверен, что проблему может решить только «политическая воля главы государства». «Ни бездарное правительство Медведева, ни тем более сидящие на голодном бюджетном пайке региональные или местные власти сами ничего не сделают, — говорит Обухов. — При этом, если ничего не исправить, то мы уже в ближайшем будущем скатимся на уровень дореволюционной России, когда качественная медицина была доступна лишь привилегированным сословиям».

От kprf.ru:

Публикуем полный текст депутатского обращения по проблемам здравоохранения

Президенту Российской Федерации

В.В.ПУТИНУ

«О пересмотре принципов проводимой исполнительной властью реформы здравоохранения»

Уважаемый Владимир Владимирович!

Реализуемая Правительством Российской Федерации и региональными администрациями т.н. «программа оптимизации здравоохранения»негативно сказывается на количестве медицинских организаций, врачей и мест в больницах, что в конечном счете создает опасность для жизней и здоровья неопределенного круга граждан.

Соответствующие выводы сделаны Счетной палатой Российской Федерации в результате проверки исполнения соглашения между Минздравом и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению целевых показателей оптимизации сети государственных и муниципальных медицинских организаций в 2013-2014 годах.

Как выяснили аудиторы, сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей – более 19 тыс. человек (без учета врачей, работающих в медицинских организациях Крымского федерального округа).

Проверка Счетной палаты показала, что в ходе «оптимизации» регионы проводят активное сокращение численности медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства – около 140%.

О недопустимости подобных мер предупреждал, в частности, президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор Леонид Рошаль: «Катастрофа заключается в двух проекциях: недостаточное количество врачей, их количество уменьшается из года в год, огромная нагрузка на тех врачей, которые остаются, работают на 1,5-2 ставки». Он прямо заявил: «Я против такой оптимизации».

При этом коллегия Счетной палаты подчеркнула, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более.

Более того, несмотря на тот факт, что по итогам 2014 года часть высвобожденных за счет проведения т.н. «оптимизационных мероприятий» средств направлена на повышение заработной платы работников, указанная сумма составила менее 1% фонда оплаты труда, т.е. практически не улучшила финансовое обеспечение ни организаций, ни работников.

Стоит отметить, что сокращение числа медицинских работников на фоне роста количества «потребителей услуг» неминуемо приводит не только к избыточной интенсивности труда, но и к снижению доступности и качества предоставляемых услуг.

Сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в 2 и более раз. Например, в Пензенской области выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приема врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.

Под мероприятия по «оптимизации» подпадают 952 медицинских организации, из них 472 — в 2015 году (49,6%). Из 952 медицинских организаций за 2014-2018 годы предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В 2014 году в мероприятиях по «оптимизации» участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. 330 потеряли свою самостоятельность. До конца 2018 года планируется закрыть еще 15 медорганизаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 года по сравнению с 1 января 2014 года численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций – на 7,2%.

По медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов уже на конец 2014 года сокращено 33 757 коек.

В Москве за два года сокращено около 20 тыс. коек. Вопреки острой нехватке медицинских работников, происходит увольнение более 8 тыс. медиков, закрытие более четверти больниц, на ремонт и оснащение современным оборудованием которых затрачены многие миллиарды рублей. И это в условиях кризиса, при росте хронических заболеваний.

В регионах же до 2018 года планируется сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично «офисами» врачей общей практики.

Ограничение доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи, коснулось и сельских жителей.

Согласно результатам проверки, в России 17 с половиной тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или «офису» врачей общей практики.

03 декабря в послании к Федеральному Собранию Вами была предельно четко обозначена указанная проблема: «Люди жалуются, что им порой непонятно, почему закрываются или объединяются, например, больницы […] Мы всё время говорим о необходимости реструктуризации сети, в некоторых случаях переразмеренной. […] Для того, чтобы выйти на определённые показатели, совсем не самым лучшим способом решения этой проблемы является закрытие ФАПов на селе. А это мы, к сожалению, тоже видим. И потом людям за 100 километров нужно ехать, чтобы получить медицинскую помощь. Это вообще ни в какие ворота не лезет!».

Вам стало известно об этих проблемах вопреки постоянной дезинформации «реформаторами» руководства страны и общества.

Обращаем Ваше внимание на то, что утверждение, согласно которому количество врачей и коек на 10 тыс. населения в России выше, чем в странах ЕС, — ошибочно. С учетом заболеваемости, плотности населения,если не брать в расчет количество стоматологов, санврачей, лаборантов и управленцев, эти данные совпадают.

Не выдерживает никакой критики тезис представителей исполнительной власти о переизбытке врачей. Расчеты, проведенные специалистами незадолго до реформы, показали нехватку десятков тысяч врачей.

Отрицание «реформаторами» очевидного приводит к совершенно недопустимым последствиям. Аудиторы отметили рост как внутрибольничной летальности, связанный, в частности с тем, что из-за отсутствия или нехватки мест в отделениях интенсивного лечения производится в обычное терапевтическое отделение госпитализация больных с тяжелыми заболеваниями, так и числа умерших на дому, в т.ч. из-за снижения доступности «медицинских услуг».

Так, число пациентов, умерших на дому, в 2014 году по сравнению с аналогичным показателем за 2013 года увеличилось: в Липецкой области — на 1 965 человек, Московской области – на 1 519, Орловской области – на 580, Архангельской области (без автономного округа) – на 544, Республике Дагестан – на 518, Кабардино-Балкарской Республике – на 1 120, Республике Северная Осетия – Алания – на 2 157, Чеченской Республике – на 1 862, Республике Татарстан – на 1 425, Тюменской области (без автономного округа) – на 17, Республике Хакасия – на 608, Забайкальском крае – на 197, Омской области – на 235.

Если сравнивать показатели января-февраля 2015 года с аналогичном периодом 2014 года, то рост смертности населения составил 2,2%.

Политика сокращения персонала медицинских организаций и ликвидация самих юридических лиц является недальновидной и должна быть коренным образом переосмыслена.

Тем не менее, исполнительная власть, вопреки данным статистики, продолжает твердить об эффективности проводимой реформы. Возможно, это отчасти обусловлено негласными планами по постепенному внедрению платной медицины в Российской Федерации, что также отмечено аудиторами Счетной палаты.

В таком случае,программа «оптимизации» здравоохранения нарушает не только право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь,но и посягает на конституционный принцип, согласно которому медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Основа современного здравоохранения — лекарственные препараты. 90% врачебных назначений — лекарственная терапия. Но только 8—10 миллионов граждан могут получить вне стационара лекарства, оплаченные из бюджета. У многих просто нет средств на покупку лекарств за свой счет.

Так или иначе, выявление Счетной палатой прямой взаимосвязи между реализацией Правительством Российской Федерации и региональными администрациями программы и повышением смертности говорит о необходимости срочного изменения медицинской политики в целях обеспечения фундаментального права граждан России на жизнь.

Вместо повального сокращения числа медицинских организаций, врачей и мест в медицинских учреждениях, необходимо решать реальные проблемы отрасли.

Система обязательного медицинского страхования не дотягивает до современного уровня и не стала страховой. Страховые организации выполняют функции посредников при движении финансовых средств. Они не мотивированы на повышение качества помощи и практически не несут за нее никакой ответственности. Доходы страховых компаний складываются из штрафов, которые они налагают на медицинские организации по любым, даже самым незначительным поводам. Размер штрафов доходит до 100% тарифа, и оказание медицинской помощи, которую получил пациент, не оплачивается. Эти средства не используются для улучшения качества медицинской помощи.

Высокотехнологическая помощь ушла в систему обязательного медицинского страхования с 2015 года, что грозит сокращением ее финансирования и снижением доступности для населения. Необходимо оставить ее на финансировании из федерального бюджета.

2 млн. безнадежно больных нуждаются в паллиативной помощи,им необходимы сильнодействующие анальгетики. Но 70% больных их не получают, в 25 регионах получают 2-10% нуждающихся, в 36-менее 2%.

Необходимо создавать систему оплаты труда медиков по профессиональным квалификационным группам, исключать неоправданный разрыв (в ряде случаев в 200 раз) между доходами медицинских работников и руководства больниц.

Применение принципа реальной ответственности медицинских чиновников за состояние здоровья населения должно предупредить реализацию необдуманных и вредных реформ.

Просим Вас как гаранта Конституции Российской Федерациипринять меры, направленные на пересмотр принципов реформы здравоохранения в целях остановкисокращения числа медицинских организаций, врачей и мест в медицинских учреждениях, а также решения накопившихся проблем отрасли.

О принятых Вами мерах просим сообщить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

С уважением,

Депутаты фракции КПРФ

в Государственной Думе

Федерального Собрания

Российской Федерации

Gazeta.ru: Коммунисты призвали Путина остановить губительные реформы медицины