Алексей Брагин, Пресс-служба ЦК КПРФ. Фото Андрея Червонцева

В церемонии приняли участие первый вице-спикер Государственной Думы А.Д.Жуков, лидер ЛДПР В.В.Жириновский, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А.Попов, зам. руководителя фракции «Справедливая Россия» А.Г.Тарнавский. Фракцию КПРФ на открытии выставки представлял секретарь ЦК КПРФ, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.П.Обухов, который выступил с приветственным словом к участникам и организаторам.

С.П.Обухов

Удивительная по своему содержанию выставка «Лики России» в Государственной Думе явление в череде художественных событий в столице. Еще недавно москвичи и гости столицы на 20-градусном морозе штурмом брали выставку Валентина Серова. Его раньше называли реалист, теперь чаще одним из первых русских импрессионистов. Людям, в том числе молодежи, хотелось видеть не выкрутасы и не виртуальный мир. Вполне реальный. Мир ушедший, мир прошлого, но столь дорогой нам, нынешним. А значит, и мир будущей России. Лики, а не квадраты, черточки и палочки. Именно лики. Именно Россию. Истосковались по настоящему. Истинному.

Наша выставка – «Лики России. От иконы до живописи» тоже знаковое явление. Вношу, как говорят у нас с трибуны, поправку. «От живописи – снова к иконе», имея в виду не икону как атрибут церковной жизни, а как именно передачу приемами и способами искусства сакральных смыслов мира, мiра (через и с точкой), т.е. общества (когда мы говорим — всем миром), человека. Тогда и получится — не «лица», а «лики». Как в иконописи.

Во всем мире и до сих пор русская иконопись производит неизгладимое впечатление. О ней пишут, говорят, делают открытия. Она ошеломляет сразу же, и не только цветопередачей, световой гармонией, но и смысловой насыщенностью, обращенностью к каждому из нас. Впечатление такое, что не мы, а они, эти лики смотрят на нас «оттуда». Ученый, богослов, философ Павел Флоренский называл иконы «окном в иной мир». И он писал об этом в своих трудах «Иконостас» и «Обратная перспектива». Обратная перспектива – это когда более далекие от зрителя предметы изображаются более крупными, а линии сходятся не на горизонте, а внутри зрителя, то есть нас самих. Применение такого метода Павел Флоренский объяснял тем, что в иконописи необходимо придать иконе сакральный, символический смысл.

На картинах, то есть, в живописи, представленных тут, тоже лики. Героев, защитников Родины, подвижников, наших предшественников и наших современников. Здесь и флотоводец Ушаков и первый космонавт коммунист Гагарин. Здесь эпоха Петра и высший миг народного торжества – красное знамя Победы над рейхстагом.

Мы чувствуем сакральность всех исторических образов, как называл такое восприятие Павел Флоренский, «духовным осязанием». Нашей душе это дает «опорную точку», чтобы жить дальше. И не важно, пользуются ли авторы картин формально методом обратной перспективы. Но тут тоже то, что, казалось, далеко ушло в прошлое, выдвигается вперед, напоминает о вечном и непреходящем, без чего мы – не Россия.

Главное, что как и в иконописи, они, эти лики, смотрят на нас из того мира, мира нашего трагического и славного прошлого, мира нашей памяти. Обращаются к нам. Вопрошают. Корят. Ободряют. Одобряют.

Уверен, что все посетители выставки, ознакомившись с ней, уйдут в другом, более позитивном и возвышенном духовном состоянии. Спасибо инициаторам и молодым художникам Суриковского института за инициативу и организацию.


О выставке

Выставку по праву можно назвать историко-художественным проектом, который дает богатую пищу для размышлений о силе и славе нашей страны, духовной основе единства России, исторической памяти. Все экспонаты кропотливо подобраны так, что даже самый взыскательный и искушенный зритель откроет для себя что-то новое ­– знания или впечатления.

Важно, что экспозиция демонстрирует преемственность традиций отечественной художественной школы. Концепция выставки связывает искусство прошлого и настоящего, показывая, как великое прошлое звучит в произведениях современных творцов. Рождать духовную силу – основная задача искусства, представленные произведения – достойный пример.

Широко разнообразие экспонатов. Посетитель сможет увидеть иконы, созданные в разные исторические периоды. Некоторые из икон уникальны и демонстрируются впервые ­– как, например, «Преподобный Варлаам Хутынский». Она принадлежала княгине Туркестановой, урожденной Нарышкиной. Автор работы В.П. Гурьянов – выдающийся иконописец и реставратор рубежаXIX– ХХ веков. Под его руководством в 1904–1905 годах проходило знаковое событие в истории искусства – раскрытие от позднейших записей иконы Андрея Рублева «Троица».

Представлены множество художественных работ, сюжетами которых являются исторические события; портреты; русская реалистическая пейзажная живопись. Демонстрируются картины художников рубежаXIX–XX веков (портреты представителей династии Романовых: Петра Первого, Елизаветы Алексеевны, Александра Второго), так и современных авторов – студентов МГАХИ им. В.И.Сурикова. В их монументальных полотнах представлены образы русских героев-святых: Бориса и Глеба, Александра Невского. Примечательна мозаика, изображающая воина Ушакова.

Здесь и ключевые события двадцатого века: победа советского народа над фашистской Германией, покорение космоса…

Можно увидеть предметы декоративно-прикладного искусства в таких техниках как перегородчатая эмаль, серебро, бронза, резьба по камню.

С.П.Обухов выступил на открытии в Госдуме выставки «Лики России. От иконы до живописи»